Поиск
Искомое.ru

Архимандрит Александр (Глоба): В чистую избу бес не войдет

23948-amitriptilin-brosit-pit-i-kuritЕсли человек живет в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов, развращенности, глупости и пошлости, в обстановке безудержных человеческих страстей, то его душа не может не заразиться скверной. Куда же нам уйти от этой смертельной духовной опасности? Где наша защита от бесов?

Беседа с доктором богословия, клириком храма Святых Кирилла и Мефодия  Ужгородской Украинской богословской академии имени Святых Кирилла и Мефодия  (Московского Патриархата) архимандритом Александром (Глобой) в эфире телеканала «Союз»


– В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Александр Сергиенко. У нас в гостях доктор богословия, клирик храма Святых Кирилла и Мефодия Ужгородской Украинской богословской академии имени Святых Кирилла и Мефодия (Московского Патриархата), врач-специалист в области организации здравоохранения архимандрит Александр (Глоба). Тема нашей беседы – гнев, стресс и злоба в современном мире: как с ними бороться?

Батюшка, скажите, что такое стресс, каковы его проявления и как его лечат?

ГЛАВНОЕ – СПОКОЙСТВИЕ

– Понятие «стресс» сегодня смешалось с тем понятием, которое было выработано в 1936 году канадским ученым Гансом Селье. Этот известный патофизиолог объяснил, что такое стресс и каково его влияние на организм. Стресс в науке принято рассматривать как физиологическую реакцию, которая имеет свои четкие характеристики, но до сих пор стресс иногда путают с нервным напряжением, с волнением, с переживаниями. Существует классификация стрессов: межличностный стресс, рабочий, личностный стресс, финансовый, общественный. Все эти понятия относятся к области психофизиологии человека. Если рассматривать стресс как физиологическую реакцию организма на раздражитель, можно выделить три стадии: тревога, сопротивляемость организма и стадия истощения. Когда человек сталкивается с неожиданной, стрессовой ситуацией, организм соответствующим образом начинает адаптироваться, но адаптационные возможности организма в конце концов истощаются, человек просто-напросто устает, начинает болеть. В стрессовых ситуациях перестает работать вилочковая железа, и у человека не вырабатываются клетки иммунного ответа.

В жизни много стрессовых ситуаций. Экзамен, например. Или когда человек приходит устраиваться на работу, там создается стрессовая ситуация со стороны того, кто проводит с вами беседу.

И в жизни православного христианина стресс имеет место. Допустим, человек приходит на Исповедь – и, в принципе, хорошее состояние легкого стресса испытывает: затрагиваются глубинные факторы души, человек начинает как бы заново переживать свои деяния греховного характера. Начинают руки дрожать, слезки капают из глаз, коленки дрожат. Опытный священник обращает на это внимание и видит, что человек приносит достойные плоды покаяния.

– А есть ли какие-то советы по профилактике стресса?

– В интернете или в литературе по психологии можно найти немало рекомендаций, но полезны ли они нам? Совет православного врача, православного священника, конечно же, я могу дать. Первое, что необходимо сделать – привести свои чувства в спокойствие. Когда утром человек берет молитвослов, первым делом перед начальными молитвами нужно перекреститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа отдельно. Почему? Да таким образом человек успокаивается, усмиряется. То же мы должны делать и в стрессовой ситуации.

ДЕЙСТВЕННОЕ ЛЕКАРСТВО

– У нас первый звонок – Беларусь на связи.

– Скажите, пожалуйста, как молитвами бороться со стрессом?

– Православный человек со стрессом при помощи молитв и должен стравляться. Прежде всего, необходимо понять, что стрессовая ситуация сильной угрозы не несет, поэтому произносите на вздохе «Господи», на выдохе «помилуй» – это может успокоить человека. Читайте или пропевайте мысленно Иисусову молитву. И помните, что Господь, Который все видит, не дает нам креста больше того, что мы можем понести, дозирует стрессовую нагрузку.

Возвращаюсь к советам. Второе, что необходимо, – найти место опоры: прилечь, присесть, облокотиться. И помнить: если даже весь мир оставит тебя, Господь тебя не оставит. В-третьих, почувствовать жизненное пространство, в котором ты находишься: в комнате ли, в магазине ли, на работе, в храме или же на улице.

Необходимо оценить, что стрессовая ситуация не принесет тебе большого ущерба. Можно просто посмотреть на небо, в окошко, открыть форточку, подышать свежим воздухом, помолиться своими словами – что в голову приходит в адрес Господа, то и скажите. Молитва – это живое общение с Богом. Почитайте 50-й псалом – это очень действенное лекарство. И святые отцы всегда рекомендовали прибегать к Псалтири – это вообще замечательное средство от стресса и вообще жизненного напряжения, от бесов, которые нападают на человека.

Православному человеку еще надо помнить молитву последних Оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле, ибо все ниспослано Тобой» и помнить: в жизни никогда не бывает безвыходных ситуаций – если что-то случилось, зажигаем свечечку, становимся к образу Спасителя или угодника Божия Николая, берем в руки Псалтирь или молитвослов и начинаем молиться. Проходит некоторое время, и все страхи, все волнения у человека проходят.

– Но есть и более серьезные состояния, гнев, например, – что это такое?

– Гнев – это отрицательно окрашенный аффект. Аффект – это психоэмоциональное состояние, которое направлено против испытываемой несправедливости и сопровождается желанием устранить ее. Гнев понимается как сильно возбужденное против ближнего состояние души; греховность или безгрешность гнева зависит от его причин, цели и степени. Это уже богословское понимание этого состояния.

Нам необходимо понимать смысл слов, которые нам говорит Священное Писание. Считается, что гнев благочестивых людей представляет собой их крайнее отвращение или негодование против греха и беззакония, но безгрешен и не чужд даже пророкам, а гнев праведный присущ даже и Богу. Когда человек творит беззаконие, то пророки, священники, благочестивые цари всегда предостерегали людей, что Господь разгневается, то есть своим беззаконием человечество может привести себя в крайнюю степень погибели. Погибель человека – это и есть гнев Божий, попущение.

В то же время, гнев против ближнего, особенно затягивающийся, считается греховным, способным перерастать в злобу и желание мести, потому гнев считается одним из смертных грехов – православная святоотеческая традиция, основываясь на Священном Писании, называет смертным грехом любой грех, в котором человек сознательно не хочет раскаиваться, понимая при этом, что этот грех отдаляет его от Бога.

«НЕ БУДЬ ДУХОМ ТВОИМ ПОСПЕШЕН НА ГНЕВ…»

– Давайте заострим внимание на негативных последствиях, к которым может привести гнев нас, обычных людей.

– Эти последствия бывают неожиданно болезненными, они могут привести к болезни, и даже к психиатрической болезни, но об этом я расскажу немножечко попозже. Сейчас я бы хотел заострить внимание на том, что говорит о гневе Священное Писание: «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых», «быстро в гнев впадает глупец, но мудрый прощает ошибки других», «не дружи с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым».

Из всего этого мы должны делать вывод, что такие чернящие душу деяния, как гнев, ревность, зависть, ненависть должны искореняться, мы должны уметь побеждать их – это состояния, которые поддаются нашей воле. Человек может на кого-то разгневаться, накричать, может быть, даже ударить, но может этого и не сделать: где-то стерпеть, пережить, переждать.

– Нужна определенная тренировка?

– Обязательно.

– А с чего начинать?

– Со смирения, кротости и послушания.

– Наверное, это сложно все-таки…

– Дело в том, что не надо брать, так сказать, «большие веса» – необходимы маленькие тренировки. Научиться надо прощать ближнего, просить прощения, благодарить, необходимо любить своего ближнего, не забывать молиться, поститься, помнить заповеди Божии. Если мы выравниваем такими действиями действие духов злобы поднебесных, то мы таким образом выстраиваем определенную внутреннюю защиту, и в нашу чистую избу не может войти бес и не может с собой привести еще кого-то.

Нужно блюсти себя молчанием.

ЗЛОРАДСТВО РАЗРУШАЕТ ДУШУ

– Прежде чем мы начнем говорить о злобе, ответим на вопрос Анны: «Как бороться с раздражением? Я работаю в школе, и бывают ученики, которые специально «доводят». Как научиться не реагировать и сдерживать раздражение?».

– Вы должны понимать, что работаете в агрессивной среде, где ребенок, прежде всего, должен получить реакцию от учителя. Человек, работающий с детьми, должен представлять для них авторитет, быть для них интересным.

– Чем же гнев отличается от злобы?

– Злоба – эмоциональное состояние, которое часто сопровождается агрессивным поведением, можно сказать, на сознательном уровне, тогда как гнев носит рефлекторный характер. Злоба проявляется во взгляде – мы говорим «недобрый, звериный взгляд». Когда человек злобствует, он затаивает злобу в себе, он похож на змея, который затаил что-то в себе и думает: «Погоди, придет время, и я тебе обязательно отомщу, выльется моя злоба на тебя». Вот это качественная характеристика.

Источник злобы лежит внутри человека, хотя сам субъект критически этого может не осознавать. И обнаруживаемое здесь поведение не является борьбой, а есть насилие. То есть он хочет совершить духовное, невидимое насилие над другим человеком. Человек, живущий инстинктами, очень часто сталкивается с этой проблемой, и злорадство становится для него жизненным кредо. Когда другому человеку плохо, он злорадствует. Но злорадство не приносит человеку пользы, наоборот, оно разрушает душу. И это испытание для души может обернуться очень пагубно – может возникнуть даже психическая болезнь.

Необходимо помнить, что злоба всегда направлена на живые объекты: на беззащитных, зависимых и слабых, не только на людей, но и на домашних животных. Поэтому всячески нужно стараться избавляться от этой страсти.

– Батюшка, как бороться с тем, о чем мы сегодня говорили?

– В Церкви выработан механизм, который помогает человеку справиться с этими явлениями, – вот что пишет архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий); я зачитаю положения его проповеди: «Человек живет в общественной среде, его миропонимание, его мысли, желания, дела определяются в огромной мере действием той среды, которая его окружает. Если здоровый человек долгое время будет находиться возле чахоточного больного, дышать воздухом, насыщенным мельчайшими брызгами мокроты, содержащими туберкулезные бациллы, то, вдыхая этот воздух, он и сам заражается. Подобным образом заражаемся мы и от больных гриппом.

Так и в духовной жизни. Если человек живет в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов, развращенности, глупости и пошлости, в обстановке безудержных человеческих страстей, то его душа не может не заразиться скверной. Куда же нам уйти от этой смертельной духовной опасности? Где наша защита от бесов? На все трудные вопросы ищите ответ в Священном Писании. Противоядие от страстей дал нам несколько тысяч лет назад святой пророк Давид: «Только в Боге успокаивается душа моя, от Него спасение мое, только Он Твердыня моя, Спасение мое, Убежище мое». Если мы будем заняты полезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, лукавый с позором покинет наше сердце. Но бывает, враг снова возвращается и находит полное гостеприимство, ибо мы вновь допускаем нечистоту и злобу в свои сердца. Тогда идет он и берет с собой семь духов других, злейших себя, и, войдя, живут в нем, и бывает для человека последнее хуже первого. Да не будет ни с кем из нас никогда этого страшного несчастья, и не найдут духи злобы поднебесные доступа к нам, да будут сердца наши всегда чисты и святы».

Такими словами архиепископ Лука, врач, предостерегает нас и сообщает нам очень важное духовное лекарство, которое исцеляет все эти болезни, – пост, молитва, покаяние, любовь, которая покрывает все и излечивает все наши душевные раны.

Источник: http://orthodox-newspaper.ru

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика