Поиск
Искомое.ru

Брейнбилдинг – зарядка для мозга

Если наши родители больше задавались вопросом о том, где найти источники информации, то современный запрос можно сформулировать иначе: как найти именно те знания, в которых я нуждаюсь прямо сейчас?

Времена энциклопедистов, к сожалению или к счастью, прошли безвозвратно. Научно-технический прогресс не стоит на месте, так что первооткрывателей сегодня встретишь едва ли. К тому же, за один только день на нас обрушивается объем информации, который наш предок, живший в XVI веке, получал за всю свою жизнь. А основным источником получения новых качественных знаний для нас по-прежнему являются книги.

После окончания учебных заведений люди зачастую вообще перестают читать. По последним данным, порядка 40% населения нашей страны отказались от книг вообще, а ещё 40% читают только от случая к случаю. Получаем всего 20% интересующихся периодическими изданиями или художественной литературой.

Кризис учебного жанра

К сожалению, мы попали в ту колею, из которой Европа старается выйти. Наша молодежь фактически не читает, а значит и не развивает свои серые клеточки. Огромный выбор «контента» позволяет уходить в мир сомнительной интеллектуальной жвачки вроде реалити-шоу или псевдообщения в социальных сетях, создавая при этом иллюзию расширения кругозора и чувство чрезмерной загруженности.

Многие студенты никогда не открывают учебники, не говоря уже о статьях и монографиях по изучаемым темам. К экзаменам готовятся по лекциям, и когда преподаватель пытается объяснить, что лекция – это всего лишь скелет изучаемого материала, на который необходимо нарастить мышцы, дополнительно поработать дома, в библиотеке с различной литературой, то нередко наталкивается по искреннее изумление: «А зачем?».

Аналогичным образом идет работа с курсовыми работами. В интернете есть заданная тема? Лихо скачали, подогнали шрифт, интервалы – и с чистой совестью сдали.

Часто студенты измеряют свою конкурентоспособность связями родителей и надеждой, что кто-то поможет им попасть на хорошую работу после получения заветного диплома. Но даже если их туда устроят, как они там планируют работать, не умея этого делать? Большой вопрос…

При этом перед современным человеком стоит непростая задача: стать профессионалом высокого уровня в условиях, когда каждые 5-7 лет информация в той или иной области знаний удваивается вследствие научно-технического прогресса, изменения экономической и социальной среды. А значит, непрерывное образование – не красивое словосочетание, а жестокая реальность нашего времени.

Самообразование?

Заглянем в словарь: «Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Казалось бы, все понятно: выбирай интересующую тебя литературу – и все будет прекрасно. Однако все оказывается несколько сложнее. На человека, решившего повысить свои знания, буквально обрушивается поток информации из интернета, с экранов телевизоров, рынка профессиональной и современной художественной литературы. Всё это притупляет внимание, а то и вызывает чувство паники.

Если наши родители больше задавались вопросом о том, где найти источники информации, то современный запрос можно сформулировать иначе: как найти именно те знания, в которых я нуждаюсь прямо сейчас? На помощь приходят различные системы самообразования. Одна из них – брейнбилдинг, или информационный культуризм.

Для начала необходимо ответить самому себе на несколько вопросов и понять, зачем именно мне надо заниматься самообразованием.

Чего я хочу добиться – просто расширять свой кругозор, знать обширно, но поверхностно, или углубиться в профессиональные знания? Что на выходе я ожидаю – чувство удовлетворения от полученных знаний или написание статей, монографий, художественных книг?
Какими ресурсами я располагаю для работы – интернет, печатные издания, специальная литература? Какими методами работы с информацией я пользуюсь, требуется ли их развитие?
Какими методами я буду поддерживать своё здоровье? Умею ли я отдыхать? Правильно ли я питаюсь?

Отвечая на поставленные вопросы, человек проводит ревизию своих взглядов и установок, вырабатывает систему, позволяющую достичь необходимого результата.

Итак, если у человека есть просто желание расширять свой кругозор, зная обо всем понемногу, то брейнбилдинг ему, скорее всего, и не нужен. Достаточно просто читать для удовольствия, и пусть сегодня это будет Энциклопедия живописи, а завтра сочинения Ивана Бунина.

Когда же речь заходит об углублённом изучении конкретной темы, то первым и важнейшим пунктом становится выбор достойной литературы. По известному принципу Вильфреда Паретто, «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Данный принцип успешно применяется как в экономике, так и в социальной жизни общества.

И здесь на помощь может прийти профессиональный форум, советы людей, уже достигших успеха в интересующей сфере, регулярные походы в магазины с целью пролистать книжную новинку и оценить её прикладную пользу, а то и изучение списка использованной литературы в понравившейся научной работе.

Проработка информации, как правило, зависит от индивидуальных особенностей человека. Кто-то, вначале прочитав текст по диагонали и определив основную информацию, работает только с ней, а кто-то начинает прорабатывать весь материал с начала и до конца.

Как только брейнбилдер научится отделять основную информацию от второстепенной, процесс работы пойдет быстрее, а информация перестанет «давить», как это случается на первоначальном этапе.

А цели где?

Работая с литературой, необходимо определить, что человек ожидает получить на выходе. Желательно сформулировать эти цели предельно конкретно, как то «научиться ретушировать портретные фотографии в специальной программе», «освоить новый метод подсчёта эффективности программы лояльности», «составить список быстрых и вкусных рецептов на скорую руку».

Со студентами все понятно – работа с информацией им необходима для написания курсовых, дипломных работ и проектов. Преподавателям – для написания лекций, учебных пособий, монографий. А брейнбилдеры, не связанные с преподаванием, должны создавать статьи и книги, являющие собой сплав теории и практики, что востребовано в профессиональных сообществах. Почему должны? Потому что накопленный и переработанный объем знаний в определенный момент времени начнет требовать выхода, и лучше, если это будут сценарии, статьи, книги. В противном случае человек может оказаться в интеллектуальном тупике: «А зачем мне все это нужно?».

Далее необходимо решить, какой системой хранения информации будет пользоваться человек. Кто-то распечатывает статьи, подшивает в папки, покупает книги; кто-то копирует их, создавая файлы, папки; при серьезной работе массив информации имеет свойство расширяться, после чего он становится неповоротливым и сложным в использовании. Информационную библиотеку необходимо регулярно чистить, чтобы не захламлять пространство лишней литературой и не перегружать компьютер ненужными данными.

При работе с информацией хорошую роль играет ведение дневника, в котором наряду с указанием исходных данных (авторов, издательства, количества страниц) можно писать и краткое содержание статьи, брошюры, книги. Такая привычка является прекрасной школой написания кратких конспектов, где в нескольких предложениях выражается основная сущность проработанного источника. Как правило, этим навыкам ни в каких учебных заведениях не учат. К тому же, информация, содержащаяся в дневнике, в случае необходимости, позволит найти источник достаточно быстро.

Следующий серьезный момент – это определение нормы чтения. Данный вопрос индивидуален, в зависимости от выбранного направления, сложности текстов и возможностей мозга их воспринят. Обычной нормой для брейнбилдера является от 20 до 40 страниц профессионального текста в день.

Начинать же, как и при любой физической нагрузке, нужно с минимума, постепенно увеличивая количество и качество чтения. Если, по какой-либо причине, вы давно не читали профессиональные источники, то лучше начинать с 2-5 страниц, доведя количество в течение двух-трех недель до установленной нормы. Всё это также необходимо фиксировать в дневнике, чтобы затем можно было увидеть и осознать объём проделанной работы за месяц или год.

Количество прорабатываемой информации начнет переходить в качество через определенный период времени, когда усвоится ключевая информация.

И делу время, и потехе час

Серьезная умственная работа невозможна без физической нагрузки тела. Взаимосвязь мозга и тела сегодня под сомнение не ставится, а все великие ученые были прекрасно об этом осведомлены. Так, например, Леонардо да Винчи и Иван Петрович Павлов каждый день уделяли время пешим прогулкам.

Брейнбилдеру с самого начала необходимо для себя определить свой тип физической нагрузки: пешие прогулки, бег, пилатес. При этом очень важно соблюдать баланс между работой мозга и тела. Если человек нагружает себя больше, чем он сможет понести исходя из текущего состояния здоровья, то сил на развитие мозга не останется. Правило действует и в обратном направлении – изнемогающий от избытка информации организм не способен к физической активности.

Одной из важных составляющих системы брейнбилдинга является питание. Вспомните русскую поговорку: «Сытое брюхо к ученью глухо». Действительно, после плотного обеда чаще всего клонит в сон. По этой причине употреблять пищу лучше малыми порциями, но часто.

Для хорошей работы мозгу нужны продукты, содержащие витамины группы В (овсянка, нежирное мясо, печень, цветная капуста, хлеб грубого помола) и кислоты омега-3 (морская рыба, кабачки, грецкий орех). Можно побаловать свой мозг небольшим количеством чёрного шоколада. И, конечно, не забывать о насыщении организма достаточным количеством воды.

Кроме того, для хорошего самочувствия и работоспособности желательно избегать или ограничивать потребление искусственных стимуляторов в виде кофе, сладкой газированной воды, спиртных напитков (исключение здесь составляет сухое красное вино в умеренных количествах).

Лучшими естественными стимуляторами являются соблюдение режима труда и отдыха, утренняя зарядка, сбалансированное питание, регулярная физическая нагрузка и хорошая музыка.

Автор: Элла Рейн 

Источник: Матроны.ру

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика