Поиск
Искомое.ru

Человек играющий

rob3-360x240Игра — это самое основное действие каждого ребёнка, «царский путь» к обучению. В игре развивается тело, совершенствуются дух и душа. Игра помогает детям социализироваться, познать самих себя и окружающий мир. Другими словами, от игры зависит всё развитие ребёнка.

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной.

Маленькому ребёнку нравится повторение. Он играет снова и снова в одну и ту же игру, при этом ему не становится скучно, и он не теряет интереса. Повторение не утомляет его. Взрослые зачастую не понимают, что это повторение не вредит детям, и в нём есть цель. Ведь повторение  не только приносит им радость и удовлетворение, но это и настоящий процесс воспитания и самообучения!

Игра начинается с первых дней жизни ребёнка после его рождения. Сначала он играет с руками и лицом матери. Постепенно младенец узнаёт других людей и предметы. Он начинает открывать для себя и осознавать, что может двигать разными частями своего тела, чтобы достичь желаемого. Ребёнок наблюдает и экспериментирует. Например, засовывает свои ручки в рот. Потом, если его одежда и положение тела удобные, во рту оказываются и пальцы ног! Вкус и прикосновения становятся его учителями и помогают ему открывать для себя окружающий мир. Именно поэтому детям хочется всё потрогать, и они кладут в рот всё, что найдут, ведь им нужно понять при помощи вкуса и прикосновения, что это за вещи вокруг них и из чего они сделаны. Поскольку дети пока не знают ничего из окружающего их мира, они познают его, играя. У ребёнка, у которого нет времени или возможности играть согласно своему возрасту, точно будут проблемы в развитии.

Постепенно ребёнок открывает для себя игру-работу. Все эти конструкторы, домики, кубики, кирпичики, человечки, солдатики, куклы, игры в больницу, школу, магазин или парикмахерскую учат его огромному количеству новых действий. Прежде всего, они помогают ребёнку осознать самым непосредственным и действенным образом, что он должен следовать определённым правилам и законам, чтобы что-то сделать, создать. Только в игре ребёнок приучается соблюдать правила и уважать их. Как он радуется, когда, помещая один кубик на другой, открывает для себя закон равновесия! Его энтузиазм по поводу собственного открытия столь велик, что он может повторять бесчисленное количество раз это действие и каждый раз будет выказывать одинаковое удовлетворение.

Вслед за правилами приходит черёд для целей и задач. Ребёнок представляет в своей голове некий план действий (пусть даже совсем маленький). Это означает, что он ставит перед собой некую цель. Если я ставлю один кубик на другой, и они не падают, то дай-ка я теперь построю башню. Следующие одна за другой неудачи не огорчают и не разочаровывают ребёнка, он приобретает чувство ответственности перед целью, которую поставил, неустанно пробуя снова и снова и приобретая определённые навыки. В какой-то момент все кубики-кирпичики приобретут необходимое равновесие, и башня готова. А потом ребёнок её разрушает, потому что ему нравится смотреть, как кубики падают и гремят. И он сразу начинает строить всё заново, со всей методичностью учёного и добросовестностью рабочего.

Любого вида личные игрушки составляют фундамент самых серьёзных намерений и попыток ребёнка найти своё место в мире. Ему не нужны сложные или дорогие игрушки. Чем проще материалы, которые мы предлагаем детям, тем большее пространство он получает для развития своей фантазии, самовыражения и инициативности. Земля, вода, простые кусочки дерева, шишки и листья деревьев — лучшие и самые интересные игрушки для всех детей. Если у нас нет возможности дать своему ребёнку эти простые материалы, то хотя бы не будем задаривать его пластиковыми игрушками на батарейках, которые двигаются и издают разные звуки. Когда дети становятся пассивными наблюдателями игр, их фантазия не только не развивается, но и атрофируется. Давайте покупать созидательные и имеющие педагогическую ценность игрушки!

«Когда мои дети были маленькими, я попросила плотника выстругать мне деревянные дощечки, кубики и «кирпичики» разного размера. Он не стал раскрашивать их и сложил в деревянный ящик на колёсиках, который я позже раскрасила сама. Эта тележка с деревянными брусочками на долгие годы стала любимой игрушкой моих детей. Когда они уже выросли и перестали в неё играть, то всё же не разрешили мне подарить её кому-нибудь, потому что она ассоциировалась в нашей семье с самыми приятными моментами и воспоминаниями».

Ева, 55 лет

Для того чтобы ребёнок смог освоить новую игрушку, родителям лучше оставить его в покое. Не стоит без конца вмешиваться в этот процесс, всё время с ним разговаривать, вертеться волчком вокруг него и только им и заниматься. Но очень полезно выказывать изумление, радость и удовлетворение по поводу попыток ребёнка чего-то достичь, его результатов и настойчивости в достижении цели. Эта игра в работу становится для детей пяти-шести лет тем фундаментом, на котором будет строиться их отношение к настоящей работе и учёбе.

Групповые игры абсолютно необходимы для социализации ребёнка. Принимая в них участие, ребёнок учится выбирать для себя правильную нишу в общении с окружающими людьми. Сильно избалованные дети не могут поиграть ни сами по себе, ни с другими детьми, ни с взрослыми. Есть дети, которые очень хорошо играют в одиночестве, но не любят и не умеют играть в групповые игры. Родители, которые интересуются развитием своего чада, замечают все эти и многие другие особенности, а затем пытаются помочь ему справиться со сложностями. Поведение детей во время игры раскрывает стороны их личности и влияние окружающей среды на их характер.

Множество родителей считают, что весь их интерес к развитию ребёнка должен проявляться в заботе о еде, одежде и прогулках, гигиене и чистоте, а также в радении о школьной успеваемости. Но они недооценивают важнейшее значение групповых игр. Родителям необходимо часто играть со своими детьми. Игра — это не разговор, не совместная прогулка и не чтение. Это совершенно отдельное и особое действие.

Большинство родителей не возражали бы против игры со своим чадом, но не знают, как и во что с ним играть. И поэтому начинают оправдывать свой отказ усталостью или отсутствием времени. А есть родители, которым лень играть в детские игры, но стоит только им обнаружить что-нибудь для себя интересное, например, электрическую железную дорогу или вертолёт с пультом управления, как начинают играть для самих себя, оттесняют и игнорируют ребёнка.

Каждый родитель может найти что-то интересное и захватывающее, чтобы поиграть с удовольствием со своим ребёнком. Мальчикам обычно очень нравится, когда папы играют с ними в футбол или баскетбол, устраивают с ними соревнования по плаванию или бегу. Кто может быть лучшим тренером по сравнению с папой-энтузиастом и кто может лучше папы научить сына правильно выигрывать и достойно проигрывать? Нередко дети и даже взрослые не умеют выстраивать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, потому что никто никогда их этому не учил.

В групповых играх ребёнок совершенно естественным образом понимает и принимает тот факт, что соперниками могут быть и его друзья, и они во время игры не становятся ему врагами. Люди стараются победить в игре ради радости и интереса, которые приносит игра как таковая. Никто в игре не хочет уничтожить соперника. Когда игра заканчивается, то победители и побеждённые — снова друзья.

Ребята учатся, таким образом, уважать правила игры, а также выигрывать и проигрывать. Это естественный порядок вещей: ни одна игра не была бы занимательной и интересной, если бы всегда выигрывали одни и те же игроки. Но некоторые родители не понимают этого и, играя с ребёнком, всё время подыгрывают ему, чтобы он не огорчился и не разочаровался. Они не осознают, что оказывают своему чаду «медвежью услугу». Ведь когда ребёнок будет в школе, в спортивной секции, на экзаменах, как он выдержит своё возможное поражение и неуспех? Постепенно он может начать считать, будто жизнь несправедлива по отношению к нему, а мир полон врагов, которые желают ему зла…

Необыкновенно важно общение родителей и детей, когда они все вместе играют в настольные игры. Существуют десятки разных настольных игр, развивающих воображение, познавательных и интересных как детям, так и взрослым. Родители могут подобрать несколько подобных игр, которые подходили бы по возрасту и интересам всем детям. Если ребёнок находит какую-то игру скучной, то не надо настаивать. А в игры, которые понравились ему, можно играть снова и снова, и они способны стать важной частью семейного досуга.

Желательно приучить ребёнка к тому, что последний этап любой игры — складывание игрушек и настольных игр в ящики или на полки и упорядочивание игрового места. Ведь как, например, складывать назавтра пазлы, если оставишь вечером, где попало, все детали? Разве будет интересно и удобно играть в комнате, которая выглядит абсолютно разгромленной? Дети обычно ленятся убирать свои игрушки, поэтому с самого начала записываем этот пункт в правила игры. А можно наведение порядка превратить в весёлую игру или небольшое соревнование с призом всем участникам в конце. Конечно, если ребёнок сильно устал, необходимо ему помочь, а не ругать его по этому поводу и не ворчать на него.

Современные дети всё чаще играют в совершенно непонятные взрослым игры. Они часами могут играть в компьютерные игры или в игровые приставки. Без слов, нечленораздельными выкриками выражая свои эмоции, без общения, без всякой пользы для тела и умственных способностей.

Раньше играли, в основном, на улице, на пустырях или во дворе. У ребят были все возможности для социализации и присоединения к окружению своего квартала, для борьбы со своими страхами и для развития способностей к общению. Сегодня это практически невозможно, по крайней мере, в больших городах, поэтому желательно записать ребят в спортивную секцию — пусть занимаются спортом, который им по душе, или на какой-нибудь кружок по интересам, где они могли бы больше общаться со сверстниками.

Источник: http://www.matrony.ru

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика