Поиск
Искомое.ru

Что важнее – ходить в храм или быть просто «хорошим человеком»?

Хороший человек?Сегодня часто можно услышать вопросы:
 А может ли и должна ли Церковь делать людей хорошими? В чем истинный смысл церковной жизни? 
О «хороших людях» в церкви и вне её мы поговорили со священником московского подворья Троице-Сергиевой Лавры Сергием Фейзулиным.

 

Сегодня многие люди, хотя и не отрицают веру, но, все же, с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Бог у них в душе, и искать Его нужно именно там, а не в построенном человеческими руками храме…

Сразу вспоминается один эпизод из моей священнической практики. Прихожанка нашего храма пыталась привести своего мужа в Церковь. Она сама исповедовалась, причащалась, а муж ее все отказывался даже порог храма переступить. И вот я пошел познакомиться с ним.

Очень хороший, приятный человек, у которого «Бог в душе».

Вдруг меня осенило! Говорю: «Скажите, а завтракаете вы тоже в душе?»

Он как-то задумался: «Нет», – говорит. Так вот, подумайте над этим: вера – это то, что должно быть осуществляемо практически, вера не может быть теоретическая, она должна быть живая, непосредственно подтвержденная жизнью, нашими поступками.

Но почему нельзя осуществлять веру практически, просто живя по совести, стараясь исполнять заповеди, творить добрые дела? Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в храм.

Хороший человек? Хороший человек?А что такое – быть хорошим человеком? Это понятие относительное. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек, независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе образ Божий, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, или наоборот. Господь хочет, чтобы мы уподобились Ему. И в этом смысле каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен.

Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный человек”, – это очень относительная вещь. Все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях.

Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Церковь призывает нас быть совершенными, но одно только желание «быть хорошим» очень опасное.

Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение. На это затрачивается много душевных усилий, и Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами.

Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть святыми, – это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно всех людей можно разделить на праведников и грешников. Праведники, говорит он, это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Любовь заставляет человека всегда во всем искать собственную вину во благо ближнего. И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, чувствует свои недостатки: недостаток веры, надежды, недостаток благочестия, молитвенности и конечно, любви. Путь к любви – это понимание того, что у тебя ее нет, это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, именно тогда нам становится доступно величие Божие.

Церковь помогает человеку почувствовать свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность и болезнь личности, и в то же самое время одновременно ее исцеляет.

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может спасаться сам?

 Для этого надо понять, что такое Церковь. Для мирского человека Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее.

Но апостол Павел говорит о Церкви так, как никто другой не смог бы этого сделать за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет: «столп и утверждение истины», и что мы все «уди от части», то есть члены этого организма: частички, клеточки, можно сказать.

Здесь сталкиваешься с какой-то очень глубокой тайной, это уже не может быть чем-то отвлеченным: организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Значит, Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

На мой взгляд, мирской подход к «личному» Богу вне Церкви – это просто иллюзия. Человек принадлежит человечеству. А та его часть, которая верит в воскресенье Христово и свидетельствует об этом, и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями, – говорит Христос апостолам, – даже до края земли». Православная церковь это свидетельство и осуществляет.

В православной Церкви есть реализм и трезвость. Здесь человек постоянно вглядывается в себя не своими собственными глазами, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая освящает всю его жизнь. Очень важными являются авторитет традиции, тысячелетний опыт Церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Он приносит свои плоды.

Однако часто мы заботимся лишь об одной только внешней «церковности». Сколько людей исправно посещают церковь, но живут совсем не по Евангелию. И исповедь их нередко формальна, и причастие – «привычно».Хороший человек?

Хороший человек?«По плодам их узнаете их», «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»,– говорит Христос. Когда человек пытается воцерковиться, он как бы меняет оболочку: надевает длинную юбку, отращивает бороду, а сущность, внутренность его остается в прежнем состоянии. Если он формально относится к себе, поверхностно воспринимает Церковь и мало уделяет внимания своему внутреннему миру (таких людей тоже много, к сожалению), то для него и исповедь формальна.

Иногда человек не сознает самое опасное: он хочет казаться «хорошим» в собственных глазах. Для него страшное разочарование – оказаться ничтожным, пустым, далеким от каких-то великих вещей. И такой человек внутренне бессознательно сопротивляется этому, он выстраивает психологические защиты, он пытается спрятаться от самого себя, от Бога, в какую-то тень уйти. Поэтому для него проще назвать какие-то грехи, чем попытаться понять, в чем же он виноват на самом деле.

И в то же время, встречаются потрясающие люди, совсем далекие от Церкви, убежденные атеисты, живущие не на словах, а на деле истинно христианской жизнью. Атеист, который по сути своей христианин и несет в себе любовь, есть недопонимание, недодуманность какая-то. Когда начинаешь с таким человеком общаться, выясняешь, что он верующий, и жизнь его, по сути, церковна, – он любовью связан с другими людьми. Но он не додумал самую важную мысль. Он живет, подчиняясь своему сердцу, интуиции. Такие люди часто очень страдают в жизни, потому что многие вещи не могут принять, они пытаются отделить свет от тьмы, зерна от плевел, любовь от лицемерия и не могут этого сделать, часто ощущая тщетность всего того, что они делают. Им недоступно Богообщение, поэтому полноты бытия у них все равно нет. У них есть любовь как деятельность, но любовь как полнота жизни для них недоступна.

А так ли доступно Богообщение в Церкви? Ведь там мы встречаем так много несовершенного, неправильного, отвлекающего. Там множество людей со всеми их недостатками. Чтобы общаться с Богом, люди ищут уединения, зачем же нужно это разноречивое скопление людей?

Первая Церковь – это Адам и Ева, а вообще первая Церковь – это Троица. Ведь если мы говорим о любви, а Бог есть любовь, сказано в Евангелии, значит, любовь должна на кого-то изливаться.

Любовь – это когда ради кого-то я готов даже жизнь свою отдать, я готов умереть ради этого человека. Не может человек, находясь в одиночестве, осуществить высший засмысел Творца. Поэтому Бог – это Святая Троица. Как сказал один богослов, если мы понимаем Троицу, мы понимаем, что такое любовь. И напротив, если мы чувствуем любовь, то для нас тайна Святой Троицы становится очевидной. Потому что любовь – это когда ты стремишься отдать.

Но когда ты любишь сам себя – это не любовь, это уже почти болезнь. Поэтому в наше время, когда многие люди думают, что можно прожить без Церкви, мы наблюдаем некую пандемию психических патологий, особенно в странах, где религия отделена от государства, где у людей разрушена традиция общежития, где нарушено бытие народа, и люди разделены на островки индивидуальной жизни.

Что интересно, после Реформации, когда в протестантских храмах люди перестали исповедоваться, через какое-то время психология стала самостоятельной наукой, и возник психоанализ как попытка хоть какого-то исцеления. Возвратилось языческое отношение к человеку как к мерилу всех вещей, возник антропоцентризм, и через какое-то время это привело к разным патологиям в области душевной жизни.

У человека должна быть ответственность и за себя, и за других. Отвечать за себя только перед самим собой – это трагизм, потому что рано или поздно мы чувствуем свою ограниченность и недостаточность, свою немощь и слабость.

Поэтому святость непременно включает в себя чувство своей недостаточности, глубокое сознание своей греховности, но одновременно и веру в то, что великий Бог, Владыка мира, тем не менее, любит меня вот таким, какой я есть. Это примиряет человека с Богом. Не я сам себе судья, а Бог мне судья. Бог, распятый на кресте за меня – вот суд Божий. Когда чувствуешь, что невинный Бог взял нашу вину на себя, что может возникать в душе, кроме благодарности?

Любовь – это когда человеку стыдно и за себя, и за других людей, он чувствует зло, которое они совершают, как свое собственное.

Это и есть полнота церковности, это и есть жизнь в Церкви.

Источник: Родительский комитет Харькова rodkom.org.ua

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика