Поиск
Искомое.ru

Двое, собранные во имя Его…

Проблема поиска духовника встает, наверное, рано или поздно перед каждым христианином. Автор этой статьи искала «своего» священника несколько лет — буквально методом проб и ошибок, который оказался очень болезненным,— и только теперь, как ей кажется, она приблизилась к подобным отношениям. Может быть, простой рассказ о том, как это происходило, красноречивей свидетельствовал бы о сложностях на этом пути, но автор постаралась сделать обобщения, написать о своих поисках, ошибках и выводах.

Отношения с духовником и похожи, и не похожи на другие отношения с людьми. Их невозможно определить одним словом, заключить в одно понятие — ученичество, уважение, сотрудничество, дружба, любовь. Все это может быть и в отношениях с духовником, но в них есть нечто совершенно уникальное: только духовнику человек может доверить самое сокровенное — свое общение с Богом. А значит, в конечном итоге — и всю свою жизнь. Такая мера доверия — очень страшная, но настоящие отношения с духовником должны раскрыться именно так.

Духовник учит человека вслушиваться в то, что говорит ему Господь — через голос совести, жизненные обстоятельства, встречи с другими людьми. И отвечать Богу — своей жизнью. Он как бы помогает тебе стать тем, кем ты призван стать, другими словами — раскрыть во всей полноте личность, которую создал Господь. Распрямить душу, помочь ей выправиться во весь рост и встать перед Богом в том образе, в котором тебя замыслил Творец.

Такую задачу не решить в одночасье, это путь непростой и долгий, и духовник, который знает особенности своего чада, поддерживает человека в его внутреннем возрастании. С одной стороны, предостерегает от крайностей пусть даже в лучших устремлениях, с другой — не дает угаснуть горению духа, вдохновляет, убеждает не замедлять движения вперед и вверх. А еще — духовник молится за тебя, и эта поддержка бывает важнее всех слов и советов.

Наверное, каждый человек хочет, чтобы у него был такой помощник, но не всегда Господь посылает его тотчас. А иногда сам человек в силу тех или иных причин проходит мимо того, что ищет и чего желает.

Проблема выбора

Первый вопрос, который может возникнуть: где искать священника столь высокой жизни, чтобы доверить ему свою судьбу, это, наверное, прямо святой должен быть. Толковый словарь сообщает, что духовник — это «священник, который принимает исповедь», так неужели духовником может быть каждый?

Мне кажется, что любому священнику можно исповедоваться, но открыть свое сердце — нет. Может быть, это было бы даже противоестественно. Человек, порой бессознательно, среди нескольких священников выбирает себе наставника, наиболее близкого по духу. И тот помогает двигаться вперед — несмотря на то, что и сам находится в пути.

И это, наверное, не странно, ведь человек доверяет, но не отдает свою жизнь духовнику, советуется с ним и просит молитв, но живет… сам. Жизнь человека находится, прежде всего, в руках Господа, Который подает ему духовника, когда это необходимо, когда без наставника он не может идти дальше или рискует погибнуть.

Когда человек только переступает порог храма, он зачастую не осведомлен о «технической» стороне церковной жизни, ему предстоит освоить буквально целый незнакомый мир, и ему поможет любой священник, если только случайно не оттолкнет и не напугает обратившегося к вере. И даже когда человек уже вполне освоился внутри храма, опыт любого другого человека, а тем более священника, в духовной жизни — молитве, во внутренней борьбе, может оказаться для него полезным,— самое главное, чтобы было желание учиться.

Знаю по своему печальному опыту: менять священников в поисках духовника, лихорадочно перебирая храмы один за другим,— большая ошибка. «Удобопреклонные к переходу с места на место неискусны во всем: ибо ничто так не делает душу бесплодною, как нетерпеливость»,— говорит преподобный Иоанн, автор знаменитой «Лествицы». К тому же, за такой лихорадкой подчас кроется желание найти человека, который не перечит тебе, который всегда дает ответ, вписывающийся в поставленные тобой самим рамки. Но если расчет был составлен на основании не выверенных данных, ясно, что твоя конструкция рухнет. И последствия этого крушения будут самые плачевные.

Проблема другого мнения

Как быть, если ответ священника оказывается противоположным тому, что ожидаешь? Первая мысль, которая приходит, когда слышишь мнение, обратное тому, на которое рассчитывал: собеседник меня или не понял, или ошибается. Прежде чем допустить возможность неверности в его понимании происходящего, надо рассмотреть, не было ли ошибки в твоем ожидании.

Ведь ты задал вопрос — следовательно, сомневался. Значит, присутствие другого мнения все же возможно. Если ты уважаешь этого человека, доверяешь его опыту, его советы помогали тебе и в других ситуациях — почему бы не попробовать сделать так, как он говорит, расширить границы имеющегося опыта.

Но иногда человек не хочет слышать то, что говорит священник, потому что это противоречит его интересам. Иногда бывает, что человек не может сразу изменить свою жизнь — об этом нужно обязательно сказать духовнику, и вместе с ним найти возможность попробовать сделать хотя бы шаг в нужном направлении. Можно предположить, что задание окажется выше сил — но тогда это будет видно и духовнику, он сам его отменит, постарается дать другое.

А бывают ли случаи, когда ошибается духовник, или священник, к которому ты пришел, твоим духовником быть не может? Судя по всему, бывают, и к этому нужно относиться здраво. Может статься, что священник — в силу тех или иных причин — всерьез не захочет тебя вести, будет давать понять, что общение ему в тягость. Наверное, в такой ситуации нужно уйти. Может быть, тихо, может быть,— набраться смелости и спросить, почему так происходит, но если человек уклоняется от общения, нужно оставить его. Просто он не ваш духовник.

Наконец, может быть и такое: то, что говорит священник, противоречит мнению Церкви, и стоит переспросить об этом другого человека. Например, моя знакомая ходила к одному молодому иеромонаху, который запрещал ей читать творения святых отцов, объясняя это тем, что она к чтению таких книг «не готова и может впасть в гордость». Допуская справедливость сказанного, но в то же время сомневаясь в правильности такого совета, она рассказала об этом одному уважаемому духовному лицу и получила однозначный ответ, что молодой иеромонах неправ, а заодно и рекомендацию оставить такого духовника. Такое встречается очень редко, но все же бывает.

Беречь от греха

Наверное, если появился священник, который тебя слышит и готов тебе помогать, отношения с ним нужно тщательно оберегать. Потеря духовного руководителя — всегда кризис, не только потому, что в какой-то ситуации духовник может подать жизненно важный совет, но и потому, что присутствие в твоей жизни человека, более опытного духовно, и побуждает строже относиться к собственной внутренней жизни.

Прежде всего, в отношениях с духовником нужно быть предельно честным. Я говорю сейчас не об искренности исповеди, где нельзя скрывать даже самые свои неприглядные грехи,— в противном случае это вообще преступление против Таинства,— но именно об отношениях с конкретным человеком, священником, которого считаешь близким тебе по духу.

Эта «честность духовных отношений» двояка. С одной стороны, нужно не бояться спрашивать духовника о том, что тебя волнует, не бояться показаться смешным, глупым, необразованным. Надо уметь не скрывать от священника своих проблем и сомнений — ни духовных, ни житейских.

С другой стороны, надо со всей прямотой спросить себя: зачем ты посвящаешь своего духовника в какие-либо подробности? Они действительно прольют свет на твой вопрос или тебе захотелось привлечь священника ко всем сторонам своей жизни? Если ты ответишь себе: «Скорее второе» — надо быть очень острожным.

Духовные отношения — вещь очень важная, они не терпят ни лжи, ни скрытности, ни тщеславия, ни празднословия. Самый же серьезный грех — и вообще в жизни, и в отношениях с духовником в частности — это забвение Бога, уклонение от Него сердцем.

Такое случается, когда человек придает фигуре духовника излишне повышенное значение, привлекает священника ко своим чисто житейским делам, с которыми спокойно можно справиться без помощи духовного наставника.

Наверное, в такой ситуации иногда бывает виновата простая привязанность, а иногда человек так боится взглянуть своим проблемам в глаза, что пытается заставить священника буквально все решать за него, берет благословение на все подряд и придает этому оттенок почти магизма: «Батюшка благословил!», стремится переложить свою, Богом дарованную жизнь со всеми ее обстоятельствами, на плечи священника, успокаивая свою совесть тем, что раз духовник обо всем в курсе, то с него самого и спроса нет.

В такой ситуации человеку может даже казаться, что это и есть истинная сущность отношений с духовником. Но это ошибка, причина которой — желание закрыть глаза на свои проблемы, спрятаться от реальной жизни и трудностей, «раздвоиться», оправдываясь тем, что ты духом — в храме, а в «миру» — якобы только телом, и пытаешься брать на все благословение, чтобы избавиться от личной инициативы, а вместе с ней — и ответственности. Если вовремя себя не одернуть и допустить, что все интересы замкнутся лишь на реакции священника, природа отношений начнет изменяться.

Человеку становится важно уже не получить ответ на свой вопрос, а произвести впечатление, появляется желание получше выглядеть в глазах духовника, тщеславие, обидчивость. Все видится в искаженном свете, кажется, что духовник относится небрежно, холодно, предвзято,— вот уже и осуждение, и подозрительность закрались. Присутствию Духа не остается места, такие отношения обречены на распад. Вероятно, единственная возможность сохранить их — говорить духовнику напрямую о своих внутренних колебаниях и каяться в них.

Дорога дальняя легка

Знаю человека, у которого есть настоящий духовный отец, в полном смысле этого слова. Этот человек свидетельствует, что такие отношения, когда духовник несет перед Богом ответственность за чадо, слышит волю Господа о человеке и в трудный час знает (даже на расстоянии), что ему нужна поддержка, бывают. Но этот человек также признает, что эта ситуация — скорее исключение, таких духовников — единицы.

Как быть, если в полной мере о себе такого сказать не можешь? Наверное, лучше всего спокойно ходить в храм, спрашивать о своих недоумениях у священника, который тебе близок, и не торопиться называть кого-либо своим духовным отцом. Прежде всего потому, что назовешь ты так священника или нет — ничего не изменится, духовные отношения сразу раскрыться не могут. Наверное, они раскрываются в той мере, в которой готов сам человек и в какой угодно Богу. Их невозможно ускорить, о них можно только молиться, предоставляя их созидание Духу Святому.

Стараюсь держать в памяти строки австрийского поэта Райнера Марии Рильке, которые были сказаны о жизни художника, но, по-моему, верны и по отношению к тем, кто ищет духовного отца: «[Нужно] отказаться от расчета и счета, расти, как дерево, которое не торопит своих соков и встречает вешние бури без волнений, без страха, что за ними вслед не наступит лето. Оно придет. Но придет лишь для терпеливых, которые живут так, словно впереди у них вечность, так беззаботно-тихо и широко».

Автор: Анна Гусева

Источник: http://eparhia-saratov.ru

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика