Поиск
Искомое.ru

ГЕНИАЛЬНОСТЬ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Как распознать одаренность

67-30Ваш малыш начал рано ходить и говорить? Кроха поразительно рисует и поет? Любит учиться и задает непростые вопросы, которые ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого? Перед вами маленький гений! Хотя… возможно, и нет. Каждый ребенок особенный, но гениями рождаются далеко не все.

На вопрос, как распознать сверходаренного малыша и помочь развить талант, отвечают педагог-психолог Татьяна Шишова и психиатр Татьяна Крылатова.

Гениями рождаются

Наверное, каждый родитель в глубине души надеется, что его любимое чадо – гениальный ребенок, который оставит след в истории и принесет миру удивительные творения или открытия. Но нередко взрослые путают понятия «гениальный» и «талантливый». Ведь каждый малыш талантлив по-своему, а гениев – единицы. Только 2–5 % детей во всем мире проявляют гениальные способности, лишь один малыш на 6 миллионов может стать «гением в веках», но далеко не всегда им становится. Моцарты и Ломоносовы – огромная редкость. Чаще можно встретить детей-вундеркиндов (примерно один малыш на миллион), которые начинают читать в 2 года, а в 10 лет уже поступают в колледж. Но почти все вундеркинды к зрелому возрасту выравниваются в развитии со сверстниками и перестают выделяться, так и не завоевав звания гения.

Интересно, что количество гениальных и сверходаренных детей по сей день остается неизменным. И это несмотря на то, что в последние два десятилетия популярно раннее интеллектуальное развитие: повсеместно открываются группы раннего развития, в магазинах продается множество развивающих игрушек, издаются диски и пособия для родителей. Но все же подавляющее большинство мам и пап с надеждой вглядываются в своих малышей, пытаясь разглядеть признаки гениальности. Таким образом многие пытаются реализовать несбывшиеся мечты и потешить собственное тщеславие. И если ребенок оказывается не сверходаренным, родители нередко чувствуют разочарование и досаду. Но даже если ребенок не гениален, у него есть огромный потенциал, скрытые возможности, таланты, благодаря которым малыш может достичь огромных высот в жизни! Для того, чтобы этот потенциал заработал, родителям следует создать определенную атмосферу, поддерживать благоприятный климат в семье.

Забудьте слово «гений»

Некоторые родители чуть ли не с пеленок начинают обучать ребенка счету, чтению, письму, иностранным языкам. Игры, шалости, детские забавы кажутся им бессмысленным занятием, нелепым и бесполезным времяпрепровождением. Уже с 1,5–2 лет детишек начинают водить в группы раннего обучения, которые больше походят на «ярмарку родительского тщеславия»: каждая мама подталкивает своего малыша, подбадривает, волнуется, когда он отвлекается или делает не то, что другие сверстники. Похвалы и восхищение воспитателей способностями ребенка для взрослых как бальзам на душу, а успехи другого ребенка – как ложка дегтя. В итоге нередко в группах раннего развития дети чувствуют скрытую конкурентную борьбу родителей, вследствие чего начинают волноваться, растормаживаться, плохо себя вести. В результате пользу эти занятия не приносят никому. Если же малыш проявляет неординарные способности, родители зачастую начинают захваливать малыша, подчеркивать его уникальность, даровитость, что подпитывает детский эгоизм, гордыню и, в конечном счете, негативно отражается на общении ребенка со сверстниками. Во всем важен баланс. «Ребенок – не скаковая лошадь, на которую делают ставки! Каждый малыш индивидуален, и не нужно сравнивать его с соседскими детишками, обращая внимание, лучше он развит или хуже, – считает педагог-психолог Татьяна Шишова. – Нужно смотреть на самого ребенка, пытаться понять, что ему дается легко, что сложно, и развивать его личные качества и таланты». Постарайтесь искоренить из своего лексикона слово «гений», чтобы не травмировать им психику ребенка, ведь даже если ваш малыш действительно гениален, для его детской психики будет трудно адекватно воспринять, что он на голову выше сверстников. А если малыш звезд с неба не хватает, то пережить, что он не оправдал родительских надежд, будет почти невозможно, это породит серьезные комплексы и может привести к серьезным последствиям в будущем. Кроме того, помните, что многие успешные, талантливые и даже гениальные люди начинали проявлять свои неординарные способности только в зрелом возрасте. Так, Чехов за школьные сочинения получал одни тройки, Шаляпина не хотели брать даже в хористы, а Эдисона и Эйнштейна в детстве считали ограниченными и неспособными учениками. Но все же понять, что именно ваш малыш чрезвычайно одарен, можно по нескольким признакам:

• у ребенка рано появилась речь;

• он с раннего детства усидчивый и внимательный, в год-полтора может больше получаса удерживать внимание на одном предмете;

• творчески подходит к решению проблем;

• начал рано и настойчиво интересоваться книгами;

• чувствителен к музыке;

• задает много вопросов;

• запоминает детали;

• придумывает игры;

• предпочитает общество старших детей;

• любит людей.

Не торопите события

Психологи бьют тревогу: многие современные дети не умеют играть! Казалось бы, игра – прерогатива детства, однако сегодня малыши нередко оказываются лишены возможности играть, потому что с первых же дней жизни их перегружают интеллектуальными занятиями. Сами того не понимая, родители искажают гармоничное развитие ребенка, которое должно проходить определенные этапы. «Большую ошибку совершают родители, ограничивая детские игры и вместо этого занимаясь ранним обучением ребенка, – считает Татьяна Шишова. – До 7 лет у детей формируется эмоциональная сфера, и основная задача ребенка в этот период – научиться контактировать с людьми, миром, понять собственное место в обществе». В первые годы жизни дети играют в ролевые игры, «проживая» различные ситуации, которые будут им встречаться в реальности. Если затормозить развитие эмоциональной сферы, это никогда не восполнится, и у такого взрослого будут серьезные проблемы с социализацией. Кроме того, нужно понимать, что в первые годы мозг ребенка получает и перерабатывает колоссальное количество информации: ребенок начинает говорить, учится осмысливать увиденное, услышанное и, как губка, впитывает информационный поток, льющийся со всех сторон. «Поскольку ребенок получает, накапливает и анализирует невероятное количество новой информации, стимулировать и ускорять процесс интеллектуального развития еще больше бывает крайне опасно! Это может пагубно отразиться на психике малыша, вылившись в серьезные психические заболевания», – добавляет психиатр Татьяна Крылатова. В связи с этим можно вспомнить знаменитый случай Билли Сидиса, сверходаренного ребенка, жившего в США в начале XX века. Его называли «самым выдающимся ребенком в Америке». В 4 года Билли выучил латинский язык, в 6 лет читал и говорил на 8 языках, а в 11 его приняли одновременно в два вуза – Гарвард и Массачусетский технологический институт. В том же возрасте Билли прочел свою нашумевшую лекцию о четырехмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе. Однако, чрезмерно развивая интеллект сына, родители не придавали особого значения развитию эмоциональной сферы, не поощряли детские игры, забавы, общение с «обычными» сверстниками. В итоге вундеркинд вырос незрелым в социальном и  эмоциональном отношении человеком, из-за чего сильно страдал, постоянно находился в стрессовом состоянии. Это привело к сумасшествию, полному распаду личности и преждевременной смерти. «Подобных случаев среди маленьких вундеркиндов немало, – говорит Татьяна Крылатова. – Родители слишком многого хотят от детей, а ведь одаренные дети – психически менее устойчивы, крайне впечатлительны, им требуется более умеренный темп жизни. И очень опасно перенапрягать таких малышей, их психика, душевное здоровье может не выдержать. Развитие должно быть гармоничным, последовательным, и тогда ребенок обязательно проявит удивительные способности, заложенные природой».

Окружите ребенка любовью

Как ни банально звучит, самое важное в раннем детстве для хорошего развития малыша – доброжелательная обстановка и ощущение защищенности. Психологи считают, что достижения вундеркиндов на 50 % зависят от благоприятной окружающей среды, в которой они воспитываются. Каждый ребенок нуждается в любви и заботе, но одаренные дети – сложно организованные существа с острым восприятием и тонкой душевной организацией. Они чутко реагируют на любые перемены в жизни, на тяжелые отношения родителей, на негативное отношение к себе. Как правило, такие малыши остро чувствуют любую несправедливость и резко на нее реагируют. Для них свойственно «принимать все близко к сердцу» и желать изменить мир к лучшему. Если чувствительный ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации, его психика сильно страдает: у малыша могут быть сильные неврозы (тики, страхи, энурез), заторможенность или, наоборот, лихорадочная активность, трудности в общении и  т. п. Из-за этого замедляется и интеллектуальное развитие малыша. Но стоит только гармонизировать обстановку вокруг ребенка, устранить очаги негативного воздействия, как малыш успокаивается, раскрывается и начинает проявлять неординарные способности, делать серьезные успехи в той или иной области.

Общайтесь

Огромное значение для успешного развития ребенка и раскрытия талантов имеет налаженный контакт между мамой и малышом. И контакт не только физический (объятия, поцелуи), но и душевный. Ребенок должен ощущать, что он нужен маме, что ей с ним хорошо, приятно общаться. Поэтому следует чаще говорить с малышом, причем о любых вещах. Таким образом, ребенок будет включен в общение, а с другой – будет осваивать речь и познавать мир. Желательно избегать «сюсюканий» с детьми, стараться говорить богатым и правильным языком, чтобы ребенок с пеленок привыкал к хорошему произношению и литературной речи. Постепенно малыш будет все больше понимать, начнет задавать вопросы, включаться в диалог. «Здесь важно поддерживать и самим стимулировать общение: вести беседы, устраивать совместные чтения, обсуждения книг, мультфильмов, экскурсий, поездок и т. п. Это поможет понять, в каком направлении движется ребенок, что ему интересно, любопытно. Ведь, как правило, ребенку интересно то, что у него легко получается и в чем он талантлив», – уточняет Татьяна Шишова.

Феномен гения мало изучен до сих пор. Предугадать точно, будет ли ваш ребенок гением или нет – невозможно, поскольку известно, что гениальность не передается по наследству. Зато уверенно можно сказать: если вы будете воспитывать и взращивать своего ребенка, учитывая его личностные качества, особенности характера и склонности, вы обязательно раскроете его таланты, разовьете силу воли, что в итоге, несомненно, поможет малышу стать успешным, интересным, неординарным, гармоничным и, главное, счастливым человеком!

Источник: http://www.vinograd.su

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика