Поиск
Искомое.ru

Как помочь ребенку избежать комплексов из-за собственной внешности. Часть 1

Было бы чрезвычайно любопытно встреться с человеком, жизнь которого никогда не омрачали переживания по поводу собственной внешности. Возможно, вам повезло больше, но мне с такими людьми общаться не доводилось. То нас тревожит форма ушей, то не дают покоя рост и лишний вес, а то и не совсем прямые ноги. И сегодня мы будем говорить о том, почему возникают связанные с внешностью комплексы, и как нам поступать, чтобы не награждать ими своих детей.

 

Понаблюдайте за своим настроением

Конечно, вы замечали, что одни люди независимо от возраста, одежды и природных данных чувствуют себя привлекательными, красивыми и желанными, а другие необъяснимым образом убеждены в обратном. Одни уверены в себе, а других терзают вечные сомнения в том, хорошо ли от них пахнет и пристойно ли в таком виде выходить из дома. Почему кто-то бережет и нежит себя, а кто-то раздирает мочалкой до синяков и ссадин и забывает причесаться?

В первые годы жизни у ребенка формируется внутреннее бессознательное представление о том, насколько его тело приятно другим людям. Во многом это зависит от настроения ухаживающих за ним людей.

Быть может, вы раздражены из-за конфликта со свекровью, сующей во все свой нос, или страдаете от послеродовой депрессии. Но ребенок этого понять пока не способен. Он просто связывает ваши эмоции с тем, каков он.

Так что понаблюдайте, в каком состоянии вы общаетесь с малышом. Бесспорно, сказать об этом гораздо легче, чем сделать! Но организуйте быт и отношения с окружающими так, чтобы дать себе отдохнуть и быть в нормальном расположении духа. В противном случае возможность убедить ребенка в том, что он вас раздражает, очень велика. И самое печальное, вы приучите его проявлять агрессию и нетерпимость к самому себе.

Учтите, что самовосприятие, сформированное в первые годы жизни, в последствии изменить весьма затруднительно!

Прислушайтесь к себе

«Я знаю, что ребенку нужен постоянный телесный контакт, — заходя в кабинет, сообщила мне мама девятилетней девочки. — Я читала, что детей нужно обнимать, целовать, сажать на колени». Я все это делаю, потому что так надо. Правда, часто мне это тяжело».

Действительно, массажи, игры и ласки чрезвычайно полезны. Но не менее важно, чтобы вам самим это взаимодействие нравилось. Постарайтесь выбрать те игры и процедуры, которые не только необходимы малышу, но и радуют вас. Иначе ребенок сразу заметит вашу усталость, неискренность и напряжение.

Степень близости контакта с ребенком может быть очень разной. Одни держат на коленях уже подросших детей, а другим достаточно просто находиться в одной комнате с сыном или дочкой. Мерилом здесь должны быть не учебники по психологии и уходу за ребенком, а ваше настроение и самочувствие.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Вплоть до подросткового возраста дети не критично и доверчиво воспринимают, запоминают и повторяют то, что делают взрослые.

Поэтому, нам всем было бы неплохо обратить внимание на свое собственное поведение. Принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» работает здесь безотказно. Можно сколько угодно твердить о том, что нужно следить за собой и вести здоровый образ жизни. Но если вы ходите в рваном халате, не можете начать день без сигаретки, а по ночам перед голубым экраном телевизора едите жареную картошечку то, по достижении вашего возраста, комфортнее и привычнее всего ребенку будет поступать так же.

Дети автоматически запоминают и воспроизводят не только конкретные действия, но и наше отношение к своему внешнему облику. Задумайтесь, насколько вы к себе критичны и с каким настроением тратите силы и время на себя любимых. Помните, что если вы комплексуете, этим вы показываете ребенку, как лучше всего стесняться, смущаться и прятаться.

Наблюдая за близкими, дети уясняют, на что во внешности важно обращать внимание. Так, в некоторых семьях «проблемные зоны тела» передаются от поколения к поколению. Детали их описания у матери, дочери и бабушки могут быть различными. Но их негативная оценка остается хорошо заученной и неизменной. Например: мать говорит, что у неё некрасивые толстые колени. А дочь о себе – что у нее некрасивые острые. Матери не нравится её «большой» нос, а бабушке её «курносый».

Долой бездумные действия!

Хочу вас попросить воздержаться от бездумных действий и высказываний. Часто мы автоматически воспитываем детей так, как это делали наши родители, бабушки и дедушки. Мы ругаем их за то, за что бранили нас самих, советуем то, что советовали нам и боимся, когда боялись за нас. Прежде, чем поступать подобным образом, подумайте, насколько это соответствует сегодняшнему дню и имеет отношение к данному конкретному ребенку.

Иногда, не задумываясь о последствиях, мы навязываем детям информацию об их возможностях и внешнем виде. Например, если девочка хочет стать балериной, а родителям некогда водить ее на занятия, они могут сказать ей: «Тебе здесь делать нечего! Ты негибкая, толстая и короткая!»

В результате такого воспитания ситуация доходит до абсурда. К примеру, новорожденным детям в весьма грубых выражениях пытаются втолковать, что писаться нехорошо. А женщина, которой в детстве пришлось нелегко из-за лишнего веса, любила повторять своей тоненькой пятнадцатилетней дочери: «Не ешь булку, а то станешь жирной, как свинья».

Мы помним о действиях своих родителей, которые травмировали нас и поселили неуверенность в собственной привлекательности. Но, судя по результатам некоторых исследований, в последствии мы бездумно ведем себя так же, огорчая малышей тем, что когда-то ранило нас самих.

Синдром умной Эльзы

Помните сказку про умную Эльзу, которая была настолько прозорлива, что знала наперед обо всех поджидавших ее ребенка трудностях?

Заботливые родители, видя, что их малыш растет толстеньким или слишком худеньким начинают переживать за то, какая ему уготована участь. Проблема еще не возникла, а мы уже думаем, как помочь выйти замуж лопоухой девочке или предотвратить травлю хилого мальчика.

Своими переживаниями мы направляем внимание ребенка на то, что считаем недостатками. И он начинает чувствовать, что ему не повезло и с ним что-то не так! Он понимает, что у него есть изъян, из-за которого он обречен на неприятности.

Без нашей предупредительности, жил бы малыш себе и горя не знал. Возможно, ему бы и в голову не пришло, что кто-то собирается его дразнить. Но мы даем ему понять: «Бедный! Что только ждет тебя впереди!».

Иногда, своей тревогой мы сами провоцируем окружающих детей на агрессию. Ребята очень восприимчивы к настроению и чувствам взрослых. И они начинают нападать на своего одноклассника не из-за его внешнего недостатка, а в ответ на отношение старших к тому, что с этим ребенком что-то не ладно.

«Нашлись добрые люди!»

«А я вот сына своего никогда не хвалила и всегда старалась обратить внимание на его недостатки», — призналась мне одна хорошая знакомая. – «С детства было видно, что он вырастет красивым парнем. И мы все боялись, что он загордится. Боялись его испортить».

Заканчивается такая философия воспитания тем, что люди, которых природа щедро наградила своими дарами, и которые просто обязаны были вырасти баловнями судьбы, превращаются в постоянных посетителей психотерапевтических кабинетов, пытаясь хоть как-то справиться с неуверенностью.

Дорогие читатели! Не стесняйтесь говорить детям хорошее и радоваться тому, что они красивы! Если вы искренни в своих чувствах, никакого вреда это не принесет.

Напрасно вы боитесь сформировать у ребенка «слишком» позитивное отношение к себе! Напрасно думаете, что кроме вас никто не скажет горькую правду! Напрасно опасаетесь избаловать слепой любовью! Всегда найдутся «добрые люди», которые эту ситуацию «исправят». И в этот момент ваша высокая оценка будет защитой и «психологическим иммунитетом» для него.

Источник: http://www.portal-slovo.ru

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика