Поиск
Искомое.ru

Крещение: таинство и праздник

Слово «крещение», одно из наиболее часто произносимых в церковном обиходе. Оно многократно повторяется как членами Церкви, так и людьми порой совершенно далекими от нее. Окрестить ребенка вскоре после рождения у нас чаще всего является обязательным. Жаль только, что принося малыша в храм, большинство людей имеют самое смутное представление о том, что такое крещение, каков его смысл, для чего оно совершается.


Не говоря уже о том, что мало кто из крестных и крещаемых осознает, к чему обязывает принятие этого Таинства, какую благодатную, радостную, но серьезную ответственность возлагают они на себя. Крещение перестало пониматься нами как дверь, ведущая в новую жизнь и как сила, помогающая бороться за сохранение и рост этой новой жизни в нас.

В то же время именно тема крещения вызывает у людей много вопросов. Эти вопросы задают священнику, верующим людям до или после крещения, и что особенно для нас радостно, с ними обращаются в редакцию нашего журнала. Из них мы выделили наиболее интересные и чаще всего задаваемые.

На вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Немчинов.

Вопрос: Признаться честно, мне не очень понятно содержание и смысл праздника Крещения Господня, как впрочем, и само значение этого слова. Для чего Иисусу Христу понадобилось крещение, и для чего крестят детей?

Ответ: Спасибо, очень интересный вопрос. Давайте по порядку. Слово «крещение» имеет два значения: церковный праздник и таинство Церкви.
Вода – это древнейший символ чистоты. Ритуальное омовение присуще религиозной культуре различных исповеданий, оно олицетворяет ту чистоту, в которой и сам человек, и все окружающее должно быть обращено к Богу. Иудейский закон и традиция в древности также включал себя много всевозможных символических омовений: тела, рук, сосудов, жертвенных животных. Поэтому, когда последний Ветхозаветный пророк Иоанн Предтеча вышел с проповедью покаяния, и вдохновленные его пламенной речью люди исповедовали свои грехи, то каждое покаяние завершалось погружением кающегося в реку Иордан. Это священнодействие было вполне логичным и понятным для древних иудеев. Разумеется, Богочеловеку Христу не в чем было каяться, но Он настаивает на принятии крещения от Иоанна, чтобы, во-первых, подчеркнуть полноту Своей Человеческой природы и, во-вторых, Своим вхождением освятить воды Иордана, в котором смывалось множество грехов. Это событие и является содержанием праздника Крещения.
Что касается Таинства крещения, то главный его смысл – это принятие нового человека (не обязательно ребенка) в число членов Церкви Христовой, приобщение Самому Христу. Принимая крещение, человек вместе c верой получает новое понимание жизни, новое мировоззрение, которое определяет все его существование.

Вопрос: Что значит в жизни человека принятие им крещения?

Ответ: Давайте прежде всего, пару слов скажем о том, что такое Христианство и что такое Церковь?
Христианство – это не просто вера во Христа и не только лишь попытка наследия и исполнения Его заповедей, иначе это был бы лишь кружок любителей Евангелия. Христианство – живая, таинственная связь, причастность Самому Христу, а значит причастность Его смерти и Воскресению.
Церковь, собрание – это единый живой сакральный организм, основанный самим Христом, Его присутствие и действие в этом мире. Быть христианином – значит быть частицей этого организма, частицей тела Христова, быть глазами, устами и руками Христовыми в нашей жизни. Быть христианином, членом Церкви – значит жить во Христе. Так вот, любая жизнь начинается рождением, а рождение во Христе – это Крещение. Сам Господь называет крещение «Рождением свыше» и настаивает на его необходимости: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3.5).
Так что принятие святого Крещения это рождение нового члена церкви Христовой, но, увы, сегодня часто номинальное.

Вопрос: В каком возрасте лучше креститься?
Ответ: Лучше все же в младенчестве, т.е. сразу дать человеку и плотское, и духовное рождение. Может, кому-то это сложно понять. Видите ли, в плотском рождении мы наследуем природный прародительский грех, но в Крещении, впервые приобщаясь Христу, мы избавляемся от его зависимости. Святой Феофан Затворник так пишет об этом: «Если до Крещения грех живет в сердце человека, а благодать стучится снаружи, то после Крещения Благодать вселяется в сердце, но грех стучится снаружи».
И потом, мы не имеем права закрывать глаза на то, что никто из нас не знает почему и сколько отмеряно времени этой жизни. Не приняв крещения, не приобщившись Христу, человек уходит в вечность, будучи не причастным, т.е. чуждым Богу. Поэтому о некрещеных не совершаются заупокойные богослужения и литургические молитвы.

Вопрос: Сколько раз в жизни можно креститься?

Ответ: Креститься можно только один раз, «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4.5). Креститься второй раз – значит признать существование другого Бога. Даже если человек отпал от веры и ушел, например, в секту, а после прозрел, одумался и просит вновь принять его в Церковь, то он принимается без вторичного крещения.

Вопрос: Многие считают, что маленьких детей крестить нельзя, т.к. мы лишаем их свободы выбора, мол, вырастут, сами решат, креститься им или нет?

Ответ: Действительно, в древности, в ранней Церкви чаще всего крестили людей взрослых, ко крещению готовились, постигали основы Христианской веры и духовного опыта. Период подготовки был довольно продолжительным, он назывался «оглашением», а готовившиеся – «оглашенными». Но параллельно с этим практиковалось и крещение младенцев. Так, например, Карфагенский собор уже в 318 году анафематствует тех, кто считает младенческое крещение недействительным.
Что же касается свободы выбора, то крещение ни в коем случае не лишает человека свободы выбора. Пока мы живы, нам дана возможность покаяния, которая открывает перед нами свободу духа. Каждый православный христианин всегда имеет выбор, может свободно определиться в своих религиозных (или безрелигиозных) взглядах. Если сочтет нужным, может принять иную веру и если раскается, может вернуться в лоно Церкви Христовой.

Вопрос: Я слышал, что при крещении прощаются все грехи, так может лучше креститься перед самой смертью или в конце жизни?

Ответ: Очень наивная точка зрения. Что значит «перед смертью»? Кто может знать, когда мы уйдем из жизни? Да и потом, ведь крещение – это рождение от Святой купели, а рождение – это только начало жизни. А где же тогда сама наша жизнь во Христе? А ведь именно она выводит нас ко спасению.

Вопрос: Для чего нужны крестные?
Ответ: Крестные (правильно – восприемники) – это своего рода поручители, они приносят за несмышленого малыша Богу обеты, что крещаемый “отрицается сатаны, верует и сочетавается Христу”. А единственная возможность их исполнить – это самим любить Бога и держаться покрепче «за ризу Христову», чтобы этим Боголюбием вдохновлять крещаемого. В самый священный момент крещения крестные принимают новокрещенного, а значит новорожденного от Духа и воды младенца, и в дальнейшем призваны растить его в Православной вере, т.е. быть не просто его наставниками, а, прежде всего, родителями во Христе. При выборе кумовей, очень важно найти людей верующих, действительных членов Церкви.

Вопрос: Можно быть крестным несколько раз?
Ответ: Можно.

Вопрос: Сколько крестных должно быть?
Ответ: Вообще предусмотрен один. Для мальчиков – крестный (кум), для девочек – крестная (кума). Но в традиции Русской Православной Церкви, устоялся обычай (а не закон) приглашать двух крестных для каждого крещаемого.

Вопрос: Могу ли я быть крестной, если у меня еще нет детей?
Ответ: Можете.

Вопрос: Правда ли, что для девушки важно, чтобы первым, у кого она была крестной, был обязательно мальчик?
Ответ: Нет, не правда, это какой-то нелепый предрассудок.

Вопрос: Мы были у “бабки” она сказала, что будет лечить только после того, как я покрещусь. Значит, она верующая и ей можно довериться?
Ответ: Очень жаль, что вы вообще были у “бабки”. То, что они практикуют, это одна из разновидностей магии, прямого и непосредственного общения с демоническими силами с целью манипулирования ими. Разумеется, чаще всего, войдя к “бабке”, посетитель бывает впечатлен обилием икон, свечей, лампад, курением фимиама. Свое колдовство эти “бабки” часто переплетают с известными церковными псалмами и молитвами. Но отнюдь не по причине своей религиозности, а чтобы доказать и подчеркнуть то, что ее колдовство “имеет корни явно Божественного происхождения”. Это рассчитано на людей, не имеющих опыта духовной жизни и не знающих, что магия и Христианство – явления взаимоисключающие, а прикрытие колдовства святыней (иконами, свечами, молитвами) называется СВЯТОТАТСТВОМ. Но поскольку для многих именно внешний признак является наиболее убедительным, то как раз из него выжимается весь возможный ресурс. С этой же целью многие из них могут сказать: “як дитина не хрещена, то я її не відроблятиму”, что ни коим образом не является признаком их религиозности. Уже одно то, что они усиленно подчеркивают свою “православность”, в то время, как каноны Православной Церкви строжайшим образом запрещают подобные деяния, свидетельствует об их совершенно «неправославной» сущности.

Беседовал Константин Новак

Источник: Журнал «Самарянка» 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика