Поиск
Искомое.ru

Институт знания о тождественности

Характеристика: Культ восточной ориентации, учение которого представляет собой синкретическую доктрину (Синкретическая — включающая в себя положение многих учений (религий)) на основе учения Чайтаньи ( Чайтанья Марапрахбу — основатель доктрины кришнаизма (XV век)).

История секты: «Миссия Чайтаньи» возникла в конце 70-х годов на Гавайях. Основателем и руководителем «Миссии Чайтаньи «Института Знания о Тождественности» является Джагад Гуру Сиддхасварупананда Парамахамса Прабхупад (Крис Батлер).

Батлер родился в 1948 году в Новом Орлеане, штат Луизиана, США. Когда ему было два года, его родители переехали вместе с ним на Гавайи, где он и вырос. Батлер начал было посещать занятия в Гавайском университете на Оаху, но надолго там не задержался, зато под руководством различных гуру стал упражняться в кундалини-йоге. Очень скоро, в 1968 году, он открывает собственный Центр Нирвана-йоги в Хаику на Мауи и быстро приобретает определенную популярность среди гавайских хиппи под именем Саи Янг. В 1970 году Батлер создает независимую от МОСК «Общину Кришна-йоги», но уже в следующем году вместе со своими учениками присоединяется к организации Прабхупады. От него Батлер получил санньясу (монашеское посвящение), однако затем, по словам директора московского отделения Института, он «принял жену с детьми» и стал вести жизнь грихастхи (домохозяина). Его последователи объясняют это тем, что, достигнув уровня истинного духовного учителя, Батлер поднялся над установлениями системы Варнашрама, согласно которой ашрам (уровень) санньясина значительно выше уровня грихастхи.

Женитьба Батлера была одной из причин его разрыва с МОСК после смерти Прабхупады. За ним последовали некоторые из кришнаитов, не признавшие одиннадцать «гуру-преемников» последнего. Назначенных Прабхупадой руководителей МОСК Батлер называет «вздорными демонами» (Харибол. Экстренный выпуск. Часть 2. — С.3. ), которые «кормятся испражнениями» и «хуже личинок и мух, и те, кто следует за ними, тоже подобны мухам и личинкам» (Харибол. Экстренный выпуск. Часть 1. — С.6). Кришнаизм Батлера по сравнению с «ортодоксальным кришнаизмом» МОСК более вестернизирован: его ученики не бреют головы, не носят дхоти и сари, мантры распевают под гитару, а сам Батлер напоминает скорее американского телепроповедника, чем индуистского гуру. Впрочем, Батлер претендует на звание «Учитель всего мира» (так переводится его самотитуляция «Джагат Гуру»), «в отличие от учителя конкретной секты, вероисповедания, расы или национальности» (Джагат Гуру Сиддхасварупананда Парамахамса. Вне сектантства и религиозного фанатизма. — Институт Тождественности. — С.16. ).

Главный центр организации Батлера находится в США на Гавайях. Другие центры расположены в Калифорнии, Великобритании, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, на Филиппинах. Есть также небольшие (2-3 человека) миссии в Чехии, Венгрии, Норвегии и Германии. Наиболее многочисленный и активный филиал Миссии Чайтаньи действует в Польше, откуда в конце 1991 г. был послан в Россию первый миссионер. В 1992 г. состоялось еще два миссионерских посещения нашей страны. Появились первые последователи. В 1993 г. организация батлеристов была зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы. К настоящему времени работают центры в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Львове и Киеве.

Руководители Миссии в России — инициированные ученики Батлера Вишну дас (Вольдемар Кочуба) и Хари даси (Ханна Полак) — граждане Польши. Директор московского отделения Института Знания о Тождественности и редактор журнала «Харибол Новости» (Первый и пока единственный номер этого отлично полиграфически исполненного журнала вышел в прошлом году.) — 33-летний Омкара дас (Олег Станиславский).

Учение Батлера представляет собой упрощенное изложение доктрины Свами Прабхупады. Авторитетными источниками признаются переводы и комментарии древних и средневековых индуистских священных текстов, выполненные Шрилой Прабхупадой: «Бхагавад-Гита как она есть», «Шримад-Бхагаватам», «Шри Ишопанишад» и др., а также произведения Криса Батлера и некоторых других авторов вайшнавской традиции, например Бхактивеноды Тхакура — разумеется, в переводе.

Приспособление неоиндуизма к христианской цивилизации приводит к развитию батлеристами специфической ритуальной благотворительности: в государственных центрах социальной поддержки населения происходит раздача идоложертвенной (посвященной Кришне) пищи, сопровождаемая миссионерскими слайд-программами и проповедью. Кстати, деньги на эти проекты поступают из зарубежных центров.

Для «Миссии Чайтаньи», так же, как и для МОСК, характерно почитание гуру непогрешимым представителем Бога. По словам директора московского отделения Миссии, ключ к духовному прогрессу — удовлетворение чистого преданного Кришны, то есть, Криса Батлера. Можно показать, как «совершенный Учитель» демонстрирует свое невежество или недобросовестность, например, пытаясь обосновать известный тезис сектантского синкретизма, гласящего, что последователи различных религий поклоняются одному и тому же Богу:

«Итак, хотя Бог один, у Него есть много имен, основанных на Его различных качествах. Например, Бога называют Иегова, поскольку Он всесилен. Бога называют Аллах — это означает, что Он всем сострадает. И Его называют Кришна, что означает «Всепривлекающая Личность» (Джагат Гуру Сиддхасварупананда Парамахамса. Вне сектантства и религиозного фанатизма. — Институт Тождественности. — С.9.).

Однако «Иегова» (вернее «Яхве») на самом деле в переводе с древнееврейского означает «Сущий», а не «всесильный», «Аллах» (видимо, от араб. ал-илах) — просто «Божество» (См. Ислам: Энциклопедический словарь. — М.: Наука., 1991. — С.19.), а не «сострадающий», и, наконец, «Кришна» — «черный» (См. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика, 1996. — С.243.), привлекающий далеко не всех.

Занимаясь прозелитизмом в христианской среде, Батлер часто ссылается на Библию, декларируя отсутствие противоречий между христианским Откровением и своей «Наукой о Тождественности», которую он вообще представляет Религией с большой буквы, самой сутью всех прочих религий: «… даже … быстрого взгляда достаточно для того, чтобы начать понимать то положение, которое занимают Иисус и Кришна. Иисус — сын, а Кришна — отец. Иисус — сын Кришны! Потому Иисуса и называют Христом, что Он был помазан Кришной. Красота этого факта выше любого прославления! Это знание освободит мир от тисков проникнутого беспокойством сектантства… Мы увидим, что Иисус не желает ничего другого и не учит ничему другому, нежели Кришна!» (Джагад Гуру Крис Батлер Сиддхасварупананда Парамахамса. Духовная любовь. Иисус любит Кришну. — М.: «Миссия Чайтаньи «Институт Знания о Тождественности». — С.30. )

«Христианину нет надобности объявлять себя индусом… Переход из «христианина» в «индуса», в «мусульманина» не поможет вам. Оставайтесь в своем одеянии, своем статусе: внешнее изменение не поможет. Но примите это дополнительное знание Гиты и познайте истинное значение слова «христианин». (Там же — С.63.)

«В конце Бхагавад-гиты Кришна утверждает: «Оставь все виды религии или веры и просто люби меня». (Джагат Гуру Сиддхасварупананда Парамахамса. Вне сектантства и религиозного фанатизма. — Институт Тождественности. — С.9.)

Иными словами, чтобы стать настоящим христианином нужно сделаться кришнаитом. Утверждение своей верности Христу, по Батлеру, есть признак религиозного фанатизма:

«Если кто-то думает: «Я — христианин», он будет считать мусульман или индусов своими врагами, и наоборот. Подобные разделения не имеют ничего общего с настоящей религией, но основаны на ложной телесной тождественности, поэтому так много конфликтов и религиозных войн базируется на подобной основе». (Там же — С.7.)

«Настоящая» же религия, — утверждает Батлер, — учит о тождественности человека его душе, цель которой состоит в том, чтобы окончательно освободиться от тела, вырвавшись из круговорота рождений и смертей: «…если бы вы были без материального тела, вы были бы в царстве Бога».

Этот языческий взгляд на человека Батлер, по незнанию или сознательно пытаясь ввести в заблуждение, выдает за высшее знание, присущее различным религиям, в том числе и христианству. Однако христиане видят каждого человека как уникальную личность, являющую собой единство данных от Бога души и тела. Мы ожидаем воскресения мертвых в преображенном, но том же самом теле и исполнения человеческой личности в вечном Божием Царстве.

1
Яндекс.Метрика