Поиск
Искомое.ru

Молебен


Молебным пением, или молебном, называется особое богослужение, при котором просят Господа и Его святых угодников о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Молебны по чину подобны утрене и совершаются в храме или в частных домах. Одни из них относятся к общественному богослужению, как-то: молебны в дни храмовых праздников, особого рода молебные пения во время стихийных бедствий, нашествия иноплеменников, бездождия, «безведрия» ненастий, эпидемий.

Другие молебные пения принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К ним относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в путешествие и др.

Обычно в дни храмовых праздников совершаются молебны со звоном и крестным ходом. Прообразами крестного хода в Ветхом Завете были торжественные шествия со святыней. Из раннехристианской эпохи нам известно о древней традиции ношения по улицам Константинополя величайшей святыни ― Креста Господня, которое совершалось раз в год. Этот день (1 августа по старому стилю) и поныне празднуется Православной Церковью под наименованием Происхождение Честныя Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас, так как в этот день освящают мед), и в него положено совершать малое водоосвящение, часто соединяемое с крестным ходом.

Чаще всего молебные пения соединяются с водоосвящением, или водосвятием, отсюда «водосвятный молебен». В таком случае сначала совершается молебное пение, а после чтения Евангелия следуют молитвословия водоосвящения.

Почему именно в воде христианское и общечеловеческое сознание находит очищающую, животворящую силу? Свт. Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: «Начало мира ― вода, и начало Евангелия ― Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Kрещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17)».

На водосвятном молебне читается евангельское повествование об Иерусалимской купели, именуемой по-еврейски «Вифезда», что значит «Дом милосердия», в которую сходил Ангел Господень и возмущал воду, и первый, входящий в нее, выздоравливал, каким бы недугом ни был одержим.

Затем произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Затем священник читает молитвы об освящении воды, после которых берет обеими руками Честнóй Крест Распятием к себе и, погружая его в воду, делает крестообразное движение. При этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…»

Иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. После этого произносится сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже…», молитвы Господу, Пресвятой Богородице, святым и отпýст. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого святой водой.

На практике наиболее часто совершается последование общего молебна (он может соединяться с водоосвящением или акафистами). Верующие подают на молебен записки для поминовения о здравии. На молебне святые, упомянутые в записках, почитаются пением им тропарей в начале молебна, а также припевов (например, «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).

К сожалению, с молебном в народе связано немалое количество заблуждений, неправильных интерпретаций его значимости. Божественная литургия, на которой приносится Бескровная Жертва ― Христос, благодаря которой мы имеем надежду жизни вечной и, приобщаясь Ее, соединяемся с Самим Богом, теряет свое значение, отходит на второй план по сравнению с более понятным молебном. Подчас простые молитвословия молебна, в которых возносится прошение о личной нужде человека, находят в сердце молящегося больший отклик, чем высокие богословские истины Литургии.

Молебное прошение обращается не только к Господу, но и к Его святым угодникам. Хорошо, если человек, почитая святого, зная его жизненный подвиг, просит его молитвенного заступничества. И не очень правильно, когда святого для молебна выбирают по принципу «в книжке написано, что помогает».

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником. Бог не спасает человека помимо его воли, только личное участие помогает получить просимое.

Автор: Священник Максим Куров

Источник: Троицкий листок

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика