Поиск
Искомое.ru

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ДВОЙКИ. Как помочь ребенку с хроническими неудачами?

Рисунок Е. Толстой

Тяжела слава «хронического двоечника»… Наверное, в каждом классе встречается такой… Кто‑то, может, и сам побывал в этой печальной роли. Но никто не желает этой участи своему ребенку. Что делать: ругать, требовать? Или, может быть, можно как‑то иначе решить проблему, помочь малышу справиться с неуспехом?

Иногда излишняя учительская требовательность на самых первых шагах школьного обучения может привести к печальным последствиям. Давайте рассмотрим подобные ситуации.

Часто в тетрадках первоклассников появляются записи учителя: «Не справился!» При этом все, что делает на уроке ребенок, сделано чаще всего безошибочно. Проблема состоит в неполном выполнении задания — ребенок не укладывается в определенное учителем для контрольной работы время.

Помимо двоек, тетради ребенка исписаны красивым учительским почерком: к примеру, на уроке первоклассник пишет два предложения, а учитель красной ручкой дописывает за него еще пять. Вскоре ребенок перестает писать на уроках: зачем это делать, если у учителя это дело получается гораздо лучше?

Многие родители поддерживают учителя: «Он прав, ребенок ленится, его надо заставить работать на уроке». А почему ребенок с первых шагов обучения начинает в школе «лениться»?

Скорее всего, в самом начале обучения дети «ленятся» потому, что им неинтересно на занятиях (а в этом виноват тот взрослый, который не сумел сделать занятие интересным для первоклассника), или потому, что задания, которые выполняет школьник, для него слишком легки и, следовательно, неинтересны, либо, напротив, трудны, и в этом случае ребенок начинает бояться потерпеть неудачу, а значит, предпочитает вообще к занятиям не приступать. Во всех этих причинах должен разобраться вдумчивый взрослый, для того чтобы свое­временно помочь малышу справиться с его проблемой — в противном случае из ребенка и правда вырастет лентяй.

О вероятных последствиях первых двоек

Одна из глубинных проблем современного обучения — проблема мотивации. Многие дети очень быстро теряют желание учиться. Один из факторов учебной демотивации — первые «не­успехи» ребенка, зафиксированные в отметках. Если в начале своей учебной деятельности ребенок сталкивается с «неуспехом», он привыкает к роли отстающего и не желает ничего предпринимать, чтобы изменить такое положение.

Вообще при традиционной системе оценивания учитель просто не в состоянии учитывать индивидуальные особенности детей. Ставя ребенку низкую оценку, педагог, часто сам того не желая, портит его взаимоотношения с родителями, которые начинают «давить» на ребенка, требуя хороших оценок. Последнее обстоятельство часто приводит к появлению у детей уже в младшей школе неврозов: ребенок начинает воспринимать школу как нечто ужасное в своей жизни.

Когда же учитель делает за ребенка то, что он должен был сделать на уроке сам, развивается выученная беспомощность, при которой ученик становится пассивным и безынициативным.

«Беспомощные» дети склонны переоценивать свои неудачи и недооценивать успехи. Сталкиваясь с неудачей, такие учащиеся говорят: «Я всегда был не очень способным», «Задачи этого типа мне не даются» и т. п., то есть, они склонны заниматься поиском причин неудач именно в себе, упрекать себя в недостатке способностей и расстраиваться по этому поводу. Они как бы забывают о прошлых успехах и полностью погружаются в неудачи. В результате эффективность их учебной деятельности снижается.

Напротив, школьники, ориентированные на активную деятельность, не обвиняют себя, не раздумывают о причинах не­удачи, а относятся к ней как к очередной трудности, требующей преодоления. В ситуации неудачи они начинают подбадривать себя и высказывают позитивные прогнозы в отношении решения задачи, анализируют собственную деятельность и находят оптимальную стратегию разрешения проблемы. В результате их ожидание будущих успехов не уменьшается, оценка своих способностей в случае неудачи не снижается, а стратегии решения задач после неудач в некоторых случаях даже улучшаются.

Как уже говорилось, одним из источников формирования «выученной беспомощности» является критика, которую учитель адресует ученику при его неудачах, например: «Не справился» и т. п. Испытав неудачи в работе и не веря в то, что он может добиться успеха, «беспомощный» ученик становится менее мотивированным к учебе. Напротив, если педагог говорит школьнику: «Ты сегодня недостаточно старался, можешь лучше», «Ты был невнимателен, поэтому не получилось, в следующий раз получится», ребенок настраивается на доведение начатого дела до конца, на успех, то есть на оптимистичное отношение к жизни.

Итак, первый этап любого обучения должен быть мотивационным — сначала надо сформировать саму мотивацию к обучению, а затем уже и спрашивать! Когда же первые шаги обучения сопровождаются отрицательными эмоциями, тяга к самому процессу познания может пропасть. Как же будет ребенок учиться дальше?

Вообще детям нравится учиться тогда, когда в процессе обучения они приобретают опыт побед, а не опыт неудач. Этот опыт у ребенка должен формировать учитель, который, «чувствуя конкретного ученика», подбирает ему то занятие, где успех будет наиболее вероятен. Именно в этом случае у ребенка формируется положительная самооценка, которая не позволит школьнику учиться хуже, чем он может: в случае возникновения трудностей он будет стараться их преодолевать.

Нужны ли вообще в младшей школе двойки?

Отвечая на вопрос: «Нужны ли вообще в младшей школе отрицательные отметки?» — я бы ответила утвердительно, сославшись на метод «развивающего дискомфорта» психолога В. С. Юркевич. Цель этого метода — сформировать у ребенка психологический иммунитет к трудным жизненным ситуациям.

Описывая данный метод, автор ссылается на те идеи, которые этому методу очень близки. Это, конечно, прежде всего, идеи Ганса Селье о так называемом «эвстрессе». С точки зрения этого замечательного физиолога и философа именно активный, достойный выход из стресса дает возможность человеку стать победителем, реализовать свои возможности, и в этом случае это уже не разрушающий «дистресс», а полезный и необходимый человеку «эвстресс». Очень близки к этому идеи выдающегося психофизиолога В. С. Ротенберга, который на основании ряда экспериментальных исследований показал, что активная позиция, занятая человеком в стрессовой ситуации, не только не приводит к развитию невроза, но даже способствует укреплению его психологического и физического здоровья.

Вообще данный метод опирается на представление об особой роли отрицательных эмоций в личностном и познавательном развитии человека. «Есть данные, — пишет В. С. Юркевич, — что в ряде случаев энергетически больший эффект оказывают именно отрицательные эмоции, тогда как положительные при превышении определенного объема расслабляют человека, приводят к душевному застою, а иногда и к деградации».

Суть метода состоит в следующем: с помощью смоделированных в ходе учебного процесса дискомфортных ситуаций у детей направленно формируется психологическая готовность к преодолению трудностей и препятствий. «В конечном итоге метод развивающего дискомфорта призван сформировать особую потребность, которая проявляется в желании изменить рутинную идею, устоявшийся образ жизни, при этом возможные препятствия не только не должны пугать, но в той или иной степени даже и привлекать. Радость победы от преодоления препятствий должна давать силы для действия».

Работа по данному методу начинается с формирования у детей внутренней готовности к проявлению активности для достижения успеха, то есть желания учиться. При этом, по мнению автора, «особое внимание детей следует сосредоточить на том, что главной победой человека является не столько сам по себе успех в конкретной деятельности, сколько, прежде всего, победа над самим собой. Именно поэтому необходимо использовать и создавать на уроках особые ситуации, когда при внешнем неуспехе ученик оценивается психологом, а потом и коллективом детей как настоящий победитель».

На специальных уроках дети 7–8 лет формулируют девизы победителя, такие как: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», «Не дует в паруса ветер тем, кто никуда не плывет» и т. п. На сценарий победителя работает и такой прием, как присуждение специальной премии тому, кто приложил максимум усилий для победы, но в этот раз ее не добился. Такая работа, по мнению В. С. Юркевич, формирует у детей привычку в борьбе за успех терпеть неудачи, привычку получать радость уже от самой созидательной деятельности.

Следующий этап работы заключается в постановке перед учениками своеобразных сверхзадач: ученик получает задание, в той или иной степени превышающее реально достигнутый им уровень знаний и навыков. Эти сложные задачи, во‑первых, мотивируют учащихся типом своего содержания, а во‑вторых, при их нерешении ученик опять‑таки попадает в ситуацию дискомфорта. Однако автор особо подчеркивает: смоделированный неуспех должен быть строго дозирован, «сценарий неудачника» не должен быть сформирован ни при каких обстоятельствах!

Еще один этап реализации метода предусматривает введение некоторых наказаний. При этом наказывается ученик не за то, что у него что‑то не получилось, а за то, что не приложил необходимых усилий для выполнения задания.

Необходимо специально подчеркнуть, что данный метод разработан автором для работы с одаренными детьми, однако, как подчеркивает сама В. С. Юркевич, он может и должен быть применен и в работе с обычными ребятами. При этом хочу снова подчеркнуть: сначала у ребенка формируется сама мотивация к обучению, сценарий победителя, а уж затем вводятся определенные санкции за неуспехи.

Что же делать, чтобы избежать двоек в первом классе?

Когда я задаю этот вопрос, специалисты в области образования мне отвечают, что по закону в первом классе вообще не допускается никакая отрицательная оценка учебных достижений ребенка. По закону, конечно, этого делать нельзя, но на практике учителя это делают.

В этой ситуации необходим всеобуч родителей — именно родителям необходимо объяснять, почему у детей в школе не сразу все получается и как не дать заглохнуть зарождающейся мотивации к обучению. Вооруженные знаниями, родители найдут способ не допустить того, чтобы с первых шагов обучения ребенок числился двоечником.

 

Автор: Пастернак Н.А.

Источник: Журнал для родителей «Виноград» №5 (55) 2013 г.

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика