Поиск
Искомое.ru

Пойти по водам

Поверить в то, что Бог есть, не сложно. Гораздо сложнее поверить, причем не умом лишь, но и сердцем, что Бог — благ. Бывают такие обстоятельства, при которых человек, даже укорененный в церковной жизни, может в этой абсолютной благости усомниться. Он будет читать Евангелие, святоотеческие творения, но ему будет казаться, что лично к его жизни все написанное не имеет никакого реального отношения. И даже поняв, что написанное — правильно, что надо смириться перед волей Божией, надо довериться Его Промыслу, содействующему каждому во благо, он не сможет поверить, что какое-то благо вообще возможно во всем ужасе сложившейся ситуации… Подобное настроение сердца и ума может не только загнать в тупик, но и привести к безверию. Однако Бог действительно благ, поэтому Он дает нам друг друга, чтобы живым примером веры спасать наши сердца от опустошения.

Вслед Петру

По Своем Воскресении Христос произносит перед учениками слова, которые стали судьбой всей Церкви: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Невидевшие — это все мы. Но как порой сложно быть наследниками этого блаженства! Вера человеком обретается как некий дар свыше. Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах,— обращается Христос к Своему ученику Петру, когда тот исповедует Его Сыном Божиим (см.: Мф. 16, 17). Мы иногда удивляемся, что бываем не в силах так рассказать о вере, чтобы те, кто слышит наши слова, тоже уверовали. Но стоит ли смущаться, ведь ни словам, ни делам Самого Спасителя, когда Он ходил среди людей, многие не верили. Видимо, должно быть в человеке, слышащем слово, что-то такое, за что это слово может зацепиться, а точнее, зацепить — какую-то тонкую струнку, натянутую до предела ожиданием или поиском ответа.

Однако вера — это не только признание, что Бог реально существует, но и полное доверие Ему. Апостол Петр, ступив на воду, вдруг испугался и перестал верить не в Самого Христа, а в то, что Божественной силы и благодати Христовой хватит, чтобы его, Петра, удержать на водной глади. Уже успев почувствовать твердость своего шага по поверхности воды, как по суше, он внезапно вспомнил о глубине под собой, о законе естества и немощи собственных сил, но при этом забыл, в Чьи руки хотел себя отдать, сам этот жест «отдавания» в себе пресек, и тут же стал тонуть. Как часто мы совершаем ту же ошибку! Тебе говорят: «Все будет хорошо, Господь не оставит, Господь все управит», а ты не веришь, хотя сам в своей жизни уже миллион раз убеждался в справедливости этих слов. И как только человек допускает в себе это сомнение, сразу начинает делать неверные шаги, еще больше все усложнять и запутывать, начинает унывать и утопать подобно Петру.

Доверие требует от нас внутреннего напряжения, а подчас и очень тяжелого душевного труда. Решиться на этот труд нам мешает, пожалуй, самое очевидное и самое сложное, что есть в отношениях человека и Бога, обо что человек все время претыкается на пути к своему Спасителю,— это самость. Она ставит препятствия со всех сторон, она бесконечно возводит стены, мешающие видеть Христа и идти к Нему, она смыкает эти стены над головой, выстраивает из них лабиринты, образует ловушки и тупики. И самое страшное: даже поняв, что оказался в тупике, ты не спешишь себе в этом признаться, пытаешься себя убедить, что тупик всего лишь иллюзия. Ясность приходит, как правило, на самом краю гибели. И тогда ты, как и апостол Петр, начинаешь взывать из бездны, готовой тебя поглотить: «Господи, спаси меня, я утопаю!». И для того, чтобы ухватиться за давно уже протянутую Спасителем руку, чтобы из своего тупика выбраться, иногда приходится разбиваться в кровь об этот каскад стен, возведенных своим самолюбием.

Чудо и тайна

Исходя из собственного опыта, скажу, что когда кто-то говорит о таком вышеописанном труде, о том, что надо, невзирая на боль и страх, свое малое отдать и позволить Господу подарить тебе Его великое, самое нужное и самое лучшее для тебя,— тогда-то ты и получаешь возможность проверить свою веру. «Я так не могу»,— обмирает сердце, и ты чувствуешь, как подступает темнота и пустота, потому что в этом «не могу» — твой собственный отказ от Бога, потому что «не могу» в данном случае равняется «не хочу» или «не люблю». И даже видя перед собой пример твердого упования на Господа тех, кто объективно в еще худшем положении, чем ты сам, твердишь это сокрушительное «не могу». И ты спрашиваешь себя: «А почему же я не верю, не нахожу в себе отваги отдать свое малое и полностью довериться деснице Божией?! А была ли у меня вообще когда-нибудь вера?!».

Наверное, мало просто быть свидетелем чьей-то веры и даже счастья, которое человек обретает, полностью доверившись Богу, мало услышать от такого человека, как он нашел в себе силы это доверие стяжать, потому что не от всякого ты это примешь. Мне думается, что Господь избирает иногда кого-то одного-единственного, чтобы через него прикоснуться к твоему сердцу. И пусть даже слова, которые этот избранный скажет, ты уже много раз слышал, но только в его устах они будут для тебя по-настоящему живительны. Это чудо и тайна Промысла Божия. Повезло, если таким человеком является священник, у которого ты исповедуешься. Он знает твою жизнь со всеми ее сложностями и перипетиями, знает твои грехи и страсти, он сострадает и искренне переживает за тебя и в ответ на все твои вопли о «не могу» терпеливо повторяет, что надо, что иначе ничего не получится, ибо нет иной возможности отдать Господу свое сердце. И вдруг происходит это самое настоящее чудо: на исповеди, где невидимо присутствует Сам Бог, или даже в простой искренней беседе твоя душа будто улавливает поток Божественного света, и сердечный спазм «не могу, не верю, не люблю» начинает ослабевать или проходит совсем… Ты чувствуешь: довериться не только возможно, но и воистину радостно. Именно через необходимость доверия мы оказываемся способны откликнуться на любовь Божию и сами учимся любить.

У древних египтян, не имевших букв, для каждого понятия были свои значки, иероглифы. Для обозначения чего-то невозможного и чудесного изображался человечек, идущий по воде. Обретение доверия Богу — настоящее чудо, но это — путь по воде…

Источник: Газета «Православная вера», № 8 (484), апрель, 2013 г.

Автор: Инна Стромилова 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика