Поиск
Искомое.ru

Проблема продления жизни в разные периоды человеческой истории

Революционные преобразования, происходившие в биологии в 19–20 вв., заключавшиеся в открытии специфических биологических законов, не могли не повлиять и на развитие биологии старения. Накопление данных о старении живых организмов и их обобщение на основе открытых биологических законов позволили сформулировать научно проверяемые теории старения, ставшие основой для экспериментальных исследований, разработки и практического применения методов продления жизни.

Проблема продления жизни в предыдущие века

Проблемы старения и смерти интересовали человечество с древнейших времен, при этом желание понять феномен старения было неотделимо от желания замедлить или устранить его. Страх смерти и, соответственно, чаяние и предвосхищение бессмертия, попытки наглядно представить его осуществление — одна из устойчивых тенденций человеческого существования, свойственная различным культурам и религиям. Обостряющееся по мере роста личностного самосознания стремление к бессмертию, забота о его достижении запечатлены уже в памятниках письменности Древнего Египта — Текстах пирамид (2700–2400 гг. до Р.Х.), Книге мертвых (1600–1500 гг. до Р.Х.). Одним из наиболее древних письменных свидетельств считается фрагмент из эпоса о шумерском царе Гильгамеше (ок. 2200 гг. до Р.Х.), в котором рассказывается, что Гильгамеш в поисках бессмертия нашел растение, омолаживающее тело, но не сумел им воспользоваться. Что касается практических рецептов, то описания старческих изменений и рекомендации по продлению жизни можно найти уже в произведениях древнеегипетских и древнеиндийских авторов. Однако первые целенаправленные, систематические попытки достичь продления жизни, к тому же основанные на использовании в какой-то степени адекватных методов, достоверно зарегистрированы в Древнем Китае у даосов.

Даосизм представляет собой религиозно-философское течение, одна из главных целей которой — продление жизни ее адептов. Это учение начало формироваться в 4–3 вв. до Р.Х. в Китае на основе синтеза наблюдений над природными явлениями и их разнообразных интерпретаций, существовавших в традиционной китайской культуре того периода. Согласно даосизму, видимый мир есть проявление единой сущности (или силы) — дао (т. е. отождествление Бога и природы, наиболее близкий аналог в западной философии — пантеизм). Такое видение мира подразумевало единство всего сущего, отсутствие четкого разделения на дух и материю, на Бога и человека. Следствием этого было понимание, что человек может посредством собственных усилий трансформироваться в совершенное, богоподобное, бессмертное существо и что для осуществления такой трансформации необходимы комплексные меры, в том числе включающие и материальные воздействия на тело человека. Основными из этих мер были следующие: этические — спокойная, размеренная жизнь (для экономии жизненной энергии); религиозные — в основном, медитация (для оказания влияния на дао); дыхательная техника — задержка дыхания и т.п. (поскольку считалось, что через дыхание осуществляется связь между человеком и божеством, то контроль процесса дыхания означал контроль над духом); диета — ее основу составляли малокалорийные продукты растительного происхождения (поскольку считалось, что такая пища содержит больше воздуха); специальные гимнастические упражнения — имели вспомогательное значение для достижения совершенства в дыхательной технике; сексуальная техника — применялась для увеличения своей жизненной силы за счет получения ее от партнера (из чего следовало, что партнеров должно быть много и они не должны быть даосами). Эти вышеперечисленные методы, называвшиеся внутренней трансформацией, дополнялись внешней трансформацией, включавшей в себя применение специальных веществ, продлевающих жизнь, а также поиск эликсира-субстанции, способной превращать одни вещества и существа в другие, напр., смертного человека в бессмертного. Во II в. Вей Поян первым высказал идею о существовании «философского камня», который должен превращать металлы в золото и давать человеку вечную молодость.

Примерно в то же время, что и даосизм в Китае, в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) — направление, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем. Как правило, в рамках этого подхода подразумевалось, что смерть неизбежна и продлить жизнь дольше некоего предела нельзя — можно только помочь каждому прожить его естественную продолжительность жизни без тяжелых болезней. Следствием практической основы герокомии было не только то, что ее рекомендации были весьма полезны, но также и то, что некоторые теоретические построения античных ученых, объясняющие старение (конечно, в современной интерпретации), были недалеки от истины.

Наиболее древнее и четкое научное объяснение причин старения содержится в сочинении Аристотеля «De juventute et senectute». Аристотель считал, что старение вызывается постепенным расходованием «прирожденного тепла», которым располагает каждое живое существо с начала индивидуальной жизни. В сочинении Гиппократа «De diaeta» также прослеживается мысль о потере «природного жара». Тепло тогда было синонимом энергии, а, согласно современным теориям, в основе старения действительно может лежать ухудшение способности клетки к выработке энергии вследствие накопления молекулярных повреждений. Для сохранения тепла и влаги рекомендовалась диета, умеренные физические упражнения, массаж, водные процедуры. Традиции герокомии получили значительное развитие в византийской и арабской медицине, откуда они были заимствованы врачами средневековой Европы.

В эллинистический период в Египте, когда химические знания египтян были переосмыслены в рамках философских (как протонаучных, так и религиозно-мистических) представлений древних греков, начала формироваться алхимия. В отличие от сторонников герокомии, алхимики предполагали, что победа над смертью возможна. Они считали смертность следствием несовершенства человеческой природы, и, следовательно, ликвидация этого несовершенства могла бы привести к достижению практического бессмертия. Устранить несовершенство предполагалось путем некой трансформации человека в бессмертное существо. Под этим понимались либо гармонизация соотношения составляющих его элементов, либо поиск и «выращивание» (путем химических превращений) некой бессмертной составляющей человека. В любом случае средством для этого должна была служить особая субстанция — эликсир, или «философский камень», или «пятый элемент» (считалось, что тело человека и других земных существ состоит из четырех типов элементов, а пятый элемент является божественным). Поиск этой субстанции и являлся основной целью алхимиков.

Через арабов алхимия была заимствована учеными средневековой Европы, где она получила свое дальнейшее развитие. Фактически алхимия являлась наукой того времени, и эксперименты по поиску эликсира жизни были поставлены на широкую основу. Во многом это произошло благодаря трудам английского философа и естествоиспытателя Р.Бэкона (1214–94). Он считал, что короткая жизнь не норма, а отклонение от нее. Основной причиной укорачивания жизни, по его мнению, был неправильный и неправедный образ жизни людей, причем эта неправедность накапливается и наследуется и, следовательно, каждое поколение живет все меньше. Особенно по сравнению с эталоном праведности — ветхозаветными патриархами, жившими, согласно Библии, около тысячи лет.

В 15–16 вв. в Европе началась эпоха технико-экономического прогресса, который сопровождался бурным развитием физики, химии, математики, формированием рационального научного мировоззрения и революционными преобразованиями в области общественных отношений. Происходил и рост биологического знания, в том числе таких разделов, как анатомия и физиология, играющих важное значение для понимания феномена старения. И хотя в целом уровень развития науки и техники не позволял осуществить реализацию новых, научно обоснованных методов продления жизни (в ходу были лишь рекомендации герокомии прошлых эпох), однако их разработка в последующие исторические периоды во многом была подготовлена именно философскими и методологическими работами ученых того времени.

Известным европейским продолжателем традиции герокомии эпохи Возрождения явился венецианский дворянин Л.Корнаро (1467–1565). Корнаро интересен своей попыткой адаптировать герокомию к христианской церкви. Так, аргументом для сохранения здоровья как можно дольше было то, что это будет способствовать более долгому служению Богу, к тому же в старости человек свободен от страстей и его служение Богу может быть более эффективно. Метод же, предлагаемый Корнаро, был традиционным — умеренность, и прежде всего в еде.

Проблема продления жизни на современном этапе

Революционные преобразования, происходившие в биологии в 19–20 вв., заключавшиеся в открытии специфических биологических законов, не могли не повлиять и на развитие биологии старения. Накопление данных о старении живых организмов и их обобщение на основе открытых биологических законов позволили сформулировать научно проверяемые теории старения, ставшие основой для экспериментальных исследований, разработки и практического применения методов продления жизни.

В настоящее время существует большое число теорий и гипотез, претендующих на объяснение механизмов старения, что само по себе свидетельствует об отсутствии пока единой концепции. Такая ситуация связана прежде всего с недостаточностью фактического знания о молекулярных процессах, происходящих в клетках, в первую очередь на уровне функционирования генетического аппарата. Появление в будущем более совершенных методов исследования должно решить эту проблему. А пока существуют две традиционные точки зрения на причины старения:

1. Старение — генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. Эта программа имеет первичное значение для старения, и в ходе ее реализации организм целенаправленно делает себя уязвимым для различных повреждающих факторов внешней и внутренней среды, которые сами по себе, без действия этой программы, мало могут повлиять на темп старения.

2. Старение — это стохастический (вероятностный), случайный процесс, обусловленный «изнашиванием» организма (подобно тому как изнашивается все в природе) в результате самоотравления продуктами жизнедеятельности и повреждения, наносимого постоянно действующими вредными факторами внешней среды. Специальной генетической программы старения не существует, но так как свойства организма генетически детерминированы, то неправильная реализация генетических программ вследствие повреждения и накопления ошибок в генетическом аппарате и/или вследствие несовершенства этих программ приводит к возникновению феномена старения.

Наиболее ярким представителем первой точки зрения на сегодняшний день можно считать теломерную теорию старения, или теорию маргинотомии. В биологии до некоторого времени считалось, что любая клетка потенциально способна к пролиферации (делению) при наличии соответствующих благоприятных условий бесконечное число раз. Это представление рухнуло в 1961 г., когда ученые Л.Хейфлик и П.Мурхед установили, что нормальные фибробласты (клетки соединительной ткани) человека, взятые у эмбриона и помещенные в питательную среду, делятся ограниченное число раз, приблизительно 50. Эксперимент был многократно воспроизведен в других лабораториях мира, но дать ему адекватное объяснение в ту пору так и не смогли. Сам феномен получил название по имени автора — «лимит Хейфлика».

В 1971 г. сотрудник Института биохимических исследований при Российской Академии наук А.М.Оловников предположил, что при делении клетки молекула ДНК не в состоянии воспроизвести абсолютную свою копию, как это необходимо. Цепочки ДНК обычно заканчиваются особыми клетками — теломерами, которые, как полагают, отвечают за правильную ориентацию хромосом при делении, а также защищают и стабилизируют хромосому. При каждом делении клетки, когда происходит удвоение хромосом, белкам не удается копировать теломеры в полном объеме и теломера с каждым делением становится короче и, наконец, становится непригодной для исполнения своих функций. После этого клетка больше не может делиться. Спустя десятилетие это предположение блестяще подтвердилось. Исследователи открыли, что у детей, больных прогерией (редкое генетическое заболевание, выражающееся в преждевременном старении), длина теломер хромосом настолько мала, что ее хватает лишь на весьма малое количество делений. В 1985 г. в половых клетках и клетках опухолей был обнаружен фермент, названный теломераза, способный достраивать укороченную теломеру хромосом, обеспечивая, таким образом, этим клеткам возможность неограниченного деления, или бессмертия. В январе 1998 г. средства массовой информации во всем мире буквально взорвались сообщениями о том, что группе американских ученых удалось, используя генноинженерные методы, ввести в нормальные клетки человека ген фермента теломеразы. В клетках начал синтезироваться фермент, удлиняющий теломеры, и клетки приобрели возможность неограниченного деления. Учёные, поставившие этот эксперимент, заявили о том, что уже через несколько лет на основе теломеразы может быть получено лекарство, которое если и не решит проблему старения окончательно, то сможет существенно продлевать жизнь. Впоследствии оказалось, что феномен укорочения теломер не в состоянии объяснить всего многообразия факторов, связанных с процессом старения. В настоящее время ученые склонны считать его лишь малой, но существенной частью сложного и еще не до конца познанного механизма старения клетки, в который вовлечено большое количество генов. Это направление — одно из самых перспективных в современной геронтологии, ставящее на повестку дня вмешательство в генетическую программу развития и старения человека.

 Среди концепций незапрограммированного старения одной из наиболее плодотворно развивающихся в последние годы фундаментальных теорий является свободноpадикальная теория старения, практически одновременно выдвинутая Д.Харманом в 1956 г. и Н.Эмануэлем в 1958 г. Она объясняет не только механизм старения, но и широкий круг связанных с ним патологических процессов. Согласно этой теории, пpодуциpуемые, главным образом, в митохондриях клеток активные формы кислорода: молекулы супеpоксида (О2-), пероксида водорода (Н2О2), гидpоксильного радикала (НО) и, возможно, синглетного кислорода (О2), — повреждают клеточные макромолекулы (ДНК, белки, липиды). Активные формы кислорода (иначе свободные радикалы, или оксиданты) необходимы организму во многих физиологических процессах, в частности велика их роль в реакциях иммунного ответа. Но порой их выработка по недостаточно пока изученным причинам становится чрезмерной и неконтролируемой, в таких случаях агрессивные формы кислорода вызывают повреждения мембран, коллагена, хромосом, хроматина и структурных белков клеток. Комплекс подобных явлений объединяется понятием оксидативного (окислительного) стресса. Усилия многих ученых мира направлены на поиски веществ-антиоксидантов, способных нейтрализовывать свободные радикалы в клетках. Так, российским ученым академиком В.П.Скулачевым получен антиоксидант, способный продлевать жизнь лабораторных животных в несколько раз. «Планируются опыты на обезьянах, потом на человеке. Работы на много лет. Но если наши гипотезы подтвердятся, то появится шанс намного продлить молодость, человек будет жить в десять раз дольше. Нет, я не уверен, что прав. Это одна из точек зрения, но нелепо было бы не использовать шанс найти истину». 

Кстати, академик Скулачев считает, что отравление организма свободными радикалами отнюдь не является случайным процессом. По его мнению, оксидативный стресс является ключевым фактором в реализации программы старения, заложенной в нейрогуморальных структурах мозга.

 В целом можно сказать, что на сегодняшний день пока еще недостаточно знаний, чтобы сделать окончательный выбор между двумя концепциями старения: накопление случайных поломок или включение программы самоликвидации организма. Возможно, эти концепции, обычно рассматривающиеся как альтернативные, окажутся взаимодополняющими, если принять, что накопление поломок запускает программу самоубийства задолго до того, как поломки станут несовместимыми с жизнью организма. В любом случае, по мнению большинства ученых, интенсивность и масштабность исследований феномена старения во многих лабораториях мира, а также громадный накопленный материал по этой проблеме позволяют прогнозировать появление в скором будущем значительного качественного результата, который выразится в появлении способов радикального продления жизни. Поэтому уже сейчас некоторые называют XXI в. «веком бессмертия».

Из книги «Станет ли зло бессмертным?», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря в 2012 г.

Автор: Иеромонах Георгий (Соколов)

Источник: Православие.ру 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика