Поиск
Искомое.ru

Проблемы социализации в многодетной семье. Часть 2


Глобальная проблема для многодетной семьи – как найти себе внешнее окружение. Если семья будет воспринимать окружающий мир в целом и его частные проявления как опасную агрессивную среду, проблем с социализацией у детей не миновать. 

Параноидальная позиция – это когда родители считают , что спокойная, комфортная обстановка может быть только внутри семьи, а за ее пределами бушует злобная стихия, враждебный мир, и нужно выстраивать укрепления, передается автоматические детям. С приходом подросткового возраста она может загнать его во внутреннюю пещеру. Либо, если ребенок вдруг понимает, что мир на самом деле вокруг прекрасен и светел, а тюрьма в их семейном замке, он начинает давать жесткий отпор родителям. Для того чтобы социализация текла своим чередом, родителям нельзя воспринимать все вокруг как однозначно плохое, без проблесков. Нельзя выработать стрессоустойчивость вне практики. Если вы отпустили ребенка в мир, во двор, в сад, в государственную школу, в лагерь, т.е. в свободное плавание, то нужно по возможности попытаться узнавать, что он приносит на хвосте, что там за вода, что за корабли, рыба в этой воде, и это с ним обсуждать. Если ваш ребенок начинает слушать музыку, смотреть фильмы, о которых ему рассказали во дворе, увлекаться какими-то персонажами, родители должны с этим ознакомиться, включить свой родительский аналитический взгляд, обсудить с ребенком, и только в том случае, если через эту музыку, кино, книги авторы передают однозначно вредные для ребенка деструктивные установки и модели поведения, родители должны запретить детям пользоваться такой продукцией. Если ребенка просто выпустить в среду, «слава Богу, вырос, я могу об этом не думать», могут возникнуть сложности, потому что он может не переварить ту информационную пищу, которую получит из внешней среды.

Один из вопросов социализации детей из многодетных и православных семей связан с тем, что мы стараемся всех детей растить в обстановке тепличной, чтобы все было, на наш взгляд, самое качественное, чистое, хорошее. Начиная с одежды, еды, кончая видеофильмами и книжками. Но когда такой ребенок попадает, к примеру, во двор, он становится чужаком для местных ребят, потому что воспитан на других образцах культуры. Тогда ребенок говорит: «Мама, я не знаю ни одного из любимых фильмов, которые ребята смотрят, они не знают ни одного из моих любимых фильмов, которые ты тоже любишь».

Нельзя быть полностью свободным от общества, от того исторического социума, в котором ты живешь, даже если очень хочется ничего этого не слышать и не видеть. Если родители делают выбор за детей, дети растут чужаками в мире.

Если вы готовы растить социальных аутсайдеров, то нужно оценивать и последствия. Я не говорю, что это плохо. Но если ребенок растет в очищенной атмосфере, ему будет очень сложно находить друзей. Ему нужно находить таких же, как он, или всячески мимикрировать и затушевывать свои незнания, поддакивать, что он тоже смотрел этот сериал. Он будет вынужден делать вид, что он такой же. Вспомните себя в начальной и средней школе. Это возраст, когда очень важно не выпадать из коллектива, быть как все. Ты пришел, все носят определенную прическу или модные кроссовки, а ты вдруг пришел в чем-то тоже хорошем, но совершенно другом.

Если родители ставят задачу, чтобы ребенок не смотрел на всех, не копировал поведение, взгляды, то надо четко формулировать свою социальную позицию. Но при этом надо помнить, что хотя мы детей родили, мы их воспитываем, но свою социальную позицию, свое отношение к коллективу ровесников мы навязать не можем. Особенно остро встает эта проблема у мам-лидеров. Бывает, что мамы – лидеры от рождения, или папа всегда мог легко противопоставлять свое мнение коллективу, и родители-лидеры думают, что хорошо было иметь эти ценные качества их детям. А дети могут не иметь к этому никакой внутренней склонности. Лидерские качества не воспитаешь.

Обучайте детей фильтровать каналы информации 

Мы не можем полностью оградить ребенка и себя от внешнего мира. Ребенку нужно в свое время помочь сделать такие же выводы, по крайней мере, дать условия, чтобы такие выводы могли быть им сделаны. Если он незнаком с массовой культурой, он должен сам переключать каналы, это нормальное воспитание, а если вы никогда не давали ему смотреть телевизор, то он при любой возможности будет это наверстывать, проводя все свое время у экрана. Ваша тепличная система потерпит крах. И это тоже проблема социализации. Социализация – это постепенное отпускание в мир, не то, что мы берем двухлетнего ребенка, включаем ему канал МУЗ-ТВ, СТС, и вот смотри, деточка. Двухлетний ребенок будет смотреть все, что ему включат, у него еще нет фильтров. Но в период от 7 до 14 лет, до подросткового возраста – это тот возраст, когда формируются собственные представления, ребенок еще на связи с родителями, он их еще слышит, и в то же время он уже имеет некоторые фильтры и возможность анализа информации. До 7 лет психологи рекомендуют хранить зрительное восприятие ребенка от негативных впечатлений, потому что никаких фильтров на визуальную информацию у ребенка нет. Нет возможности ставить фильтры. С 7 лет возможно появление этих фильтров, возможность не просто впитывания, а оценки того, что ребенок видит. Если в это время продолжать ограждать ребенка также активно, вы будете растить не тепличного человека, а дикаря, он будет диким по отношению к определенному набору явлений. И они могут иметь над ним большую власть, потому что он не ориентируется в потоке информации. Нормальный ребенок из чистой семьи должен сам увидеть, понять, что сюжет повернул не в ту сторону, и принять свое решение: не смотреть. Нужно обсудить на родительском педсовете заранее, например, что в семье 80% культурной информации – это будет классика, киноклассика, мультклассика. То, что уже проверено временем. Один день в неделю мы смотрим что-то другое. Какие сериалы вам были интересны, когда вы росли? «17 мгновений весны», «Гостья из будущего»… Они заработали себе если не бессмертие, то долгую жизнь. Это фильмы, проверенные временем. Если вы давно смотрели фильм и его тоже сейчас можно смотреть – значит, это классика. Бывает, что фильм был привязан к эпохе и ушел вместе с ней. Массу советских фильмов, неплохих по качеству, нельзя смотреть. «Ошибка резидента» – кино неплохое, но не про сегодняшний момент. «Папины дочки», почему их смотрят родители? Потому что это про сейчас. Это напоминает жизнь. Когда смотришь «Гостью из будущего», я уже не говорю про Штирлица или про старика Хоттабыча, который снят еще раньше, – это всем нравится, хотя это уже история. Как фильмы с Чарли Чаплином, которые все и сейчас любят смотреть.

Нужно отдавать себе отчет, что молодежь – это реально другое поколение. Нам себя странно чувствовать мамонтами, но то, что для нас родное, для них это ретро. И их любовь к современности нельзя искоренить. Показателем на переходе к подростковому возрасту является наличие у ребенка вкуса, когда он не просто смотрит кино, но и пытается анализировать: «Да, кино красиво снято, но актеры играть не умеют. Не учат их, что ли, в актерских училищах играть?» Это реальные слова из практики современного подростка. Если примерно такое ваш ребенок сможет сказать на переходе к подростковому возрасту, значит, вы развили его вкус, он научился фильтровать качественную продукцию от некачественной. Для этого нужно показывать классику и показывать ширпотреб и комментировать, пока ваш комментарий слушают.

Ищите хорошую компанию для своих детей

 Если семья живет достаточно замкнуто или загородом или не имеет компании для прогулок, нужно всячески режиссировать младшим детям компанию ровесников. Очень часто младшие дети в больших семьях – прицепные вагончики к старшим. Страдают и те и другие. Старшие имеют очень сильный магнит в виде младших, и это снижает их психологический возраст. Они ориентированы не на сверстников, а на своих младших братьев-сестер. А младшие не имеют компанию своих, поэтому за ними и закрепляется роль малыша, которому многое спускается с рук. Почему нужны отношения со сверстниками из других семей, потому что это отношения на равных. Где тебе ничего не простят, потому что ты маленький, и ничего не спустят, потому что ты старший. Это отношения, где ты должен постоять сам за себя. Семья является своего рода высоким забором, который огораживает от всех других отношений. До революции были большие семьи, рядом с ними жили такие же большие семьи либо общались дворами. Если это были дворянские дети, там были и дети крестьянские рядом, соседские. Современные большие семьи живут действительно особняком, общаются мало. Либо общаются, но сегментарно. Собралась компания вокруг старших детей, и у тех есть ровесники, а маленькие группируются по остаточному принципу. Главный тест на социализацию – это периодически, раз в три месяца, сравнивать каждого своего ребенка с его ровесниками из других, желательно не многодетных семей, это хороший домашний тест, который позволит проанализировать ситуацию без привлечения специалистов. 

Послесловие 

Решая вопросы социализации своих детей, не увлекайтесь: социальные таланты и социальная позиция входят в тот набор, с которым ребенок рождается. Он рождается с карими глазами, темными волосами, склонностью к худобе, хорошим чувством ритма и определенным набором социальных данных. Прежде чем начинать социализацию каждого из детей, нужно включить интуицию и, невзирая на свои взгляды, понять, каков этот ребенок. Кто он по рождению, экстраверт или интроверт, лидер или ведомый, аутсайдер, начальник или подчиненный? Что в нем есть изначально? И после этого строить программу социализации. Если родители хотят вырастить гармоничных, счастливых деток в многодетной семье, нужно понять возможности и способности каждого. Воспитание – индивидуальная вещь.

Автор: Екатерина Бурмистрова, психолог 
Материал журнала «Многодетная семья»

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика