Поиск
Искомое.ru

Путь к себе: быть, а не казаться

 

Среди всего, что в нас переплелось,
Порой самодовольство нами правит.
«Казаться или быть?» – вот в чем вопрос,
Который время человеку ставит.
А. Макаревич

 

Человек – существо социальное, и во многом наше поведение формируется под влиянием общественного мнения. Можно бесконечно спорить о пользе или вреде этого явления, но редко какая зависимость рискнет посоперничать в своей силе с зависимостью от мнения других людей. Постоянное сравнение своих поступков с чужими представлениями уже так въелось в наш мозг, что незаметно перешло на уровень подсознания.

 

Конечно, именно благодаря общественному мнению у каждого из нас обретаются те или иные социальные навыки и нормы поведения: мы не позволяем себе дебоширить, заниматься сексом на улицах, не ходим голыми в магазин и на работу, соблюдаем церковный дресс-код и прочее. Но нередко человек настолько начинает бояться осуждения близких и дальних, настолько хочет выглядеть в глазах окружающих чище, добрее, лучше, что рано или поздно приходит к внутреннему конфликту, отнимающему радость жизни.

 И это неудивительно, ведь следование желанию казаться всегда сопряжено с необходимостью жертвовать. Жертвовать уже своим мнением и своими личными желаниями, своим правом на те или иные поступки. Особенно уродливой получается ситуация, если такое поведение начинает объясняться чуть ли не высшей степенью христианского смирения.

 

Считаться кем-то, или кем-то быть?
Быть смелым, или делать вид, что смелый?
Ты жертвовал, творил, умел любить,
Или об этом лишь вещал умело,
Робея самому себе признаться,
К чему стремишься: быть или казаться?..
А. Макаревич

 Собственно, толчком к написанию этого текста стала беседа с дочкой одного протестантского пастора, полностью ощутившей на себе все «прелести» состояния, в котором необходимость казаться превалирует над желанием быть самой собой. Уверяю вас, что с такой проблемой сталкиваются и многие-многие православные.

 Сознательное принятие христианства накладывает на нас целый ряд обязательств. Именно к нам обращены слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и про­славляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:14-16)

 Подавая свод моральных ценностей в Нагорной проповеди, именно к нам обращается Господь: «будьте совершен­ны, как совершен Отец ваш Небесный!» (Матф. 5:48).

 Оставим сегодня тот случай, когда стремление казаться совершенным продиктовано желанием получения каких-то привилегий в виде благосклонности священника, приближения к церковной кассе или продвижения по карьерной лестнице. Как правило, такие люди знают что хотят и редко отягчаются внутренними конфликтами. Давайте поговорим о нас, простых смертных, стремящихся примерить к себе слова Спасителя.

 Боясь соблазнить братьев по вере, а особенно – неверующих, но не успев стяжать добродетели, мы окутываем свою жизнь коконом внешних атрибутов, которые по нашему мнению должны помочь сохранить в глазах людей образ примерного христианина. Я не против длинных юбок, белых платочков, глаз – в пол, обязательного посещения всех служб, благочестивых разговоров о терпении и смирении. Я против ломки личности, ВЫНУЖДЕННОЙ ВЫГЛЯДЕТЬ идеально. А эта ломка неизбежна, ведь по сути человек, делающий так, начинает отказываться от своей жизни, от своего уникального пути спасения, от своего предназначения.

 Что стоит жизнь в довольстве иль покое,
Когда ее пытаются лепить,
Фальшивя переделанной строкою…
Легко казаться. Очень трудно быть…
А. Макаревич

 Такой путь рано или поздно приводит к неизбежному столкновению с отсутствием реальных и удобоваримых плодов духовной жизни. На смену эйфории периода неофитства приходит разочарование, ощущение безысходности, отсутствие душевного комфорта и пустота. Если вовремя не сказать себе «стоп», то за этим «букетом» следует депрессия и разрыв тесных отношений с близкими людьми.

 Моя знакомая рассказывала: «Я словно хожу по кругу. С одной стороны, будучи дочерью пастора, я должна быть примером для всех. У меня нет прав на ошибки, потому как это тут же ударит по репутации отца. Я должна быть стойким оловянным солдатиком, но на самом деле – хрупкая ранимая девушка, мечтающая об успешной карьере и тихом семейном счастье с любимым человеком. Мне часто хочется плакать, но я вынужденна улыбаться. У меня не складываются отношения с молодыми людьми и возникают проблемы на работе, но окружающие не должны видеть моих неудач».

 Прикрепленная однажды к груди табличка «Идеальная Дочь Идеальных Родителей» уже настолько срослась с сущностью этой девушки, что выгравированная фраза абсолютно не позволяет дышать на всю силу легких. Более того, юная христианка не только не может простить себе любые проявления своего несовершенства («что подумают люди обо мне и моем отце? У него не должна быть такая дочь!»), но не может поделиться своими проблемами с близкими. Не может она довериться даже отцу («я не могу его разочаровать»).

 Вы скажете, что это редкое проявление крайности? Но сколько раз на поле брани нашего сердца желание казаться суперхристианином побеждало желание быть просто человеком, искренне любящим Господа и своих ближних и готовым взять крест по своим силам? Сколько раз в угоду другим нам приходилось отказываться от своих убеждений? Всегда ли мы оставались верными призыву следования за Христом и не заменяли ли его необходимостью следования за чужим мнением?

 Заблудился я в небе – что делать?
Тот, кому оно близко,- ответь!
Легче было вам, Дантовых девять
Атлетических дисков, звенеть.
О. Мандельштам

 Оставим психологам разбор причин, заставляющих нас забывать о собственном Я в угоду Я чужого. Чаще всего истоки многих сегодняшних проблем базируются в раннем детстве и связаны с недостатком любви и признания. Увы, как бы мы не старались, но прошлого не может изменить никто, зато нам под силу изменить настоящее. Правда, для этого придется потрудиться. И первым моментом в процессе мюнхгаузенского вытягивания себя из болота должно стать честное признание – проблема существует, и с ней надо что-то делать. Нет-нет, не стоит переходить из одной крайности в другую и начинать противоречить всем и вся – очень часто в мнениях других людей есть немало полезного.

 Важно понять, что все мы нуждаемся в любви, поддержке, одобрении и признании других людей, однако не менее важным является понимание уникальности каждого из нас. Мы – не роботы, не бездушные машины. Господь не только наделил нас Своим Образом, но и подарил нам всем свободную волю, которой каждый может распоряжаться на свое усмотрение. А это значит, что наш Творец оставил нам право на ошибку. Вправе ли мы в угоду мнения других требовать от себя абсолютной безгрешности? Не есть ли это признак гордыни?

 Как по мне, путь совершенствования начинается не с выбора и примерки модного костюма, идеально сидящего на фигуре соседа. Путь совершенствования начинается с познания и принятия самого себя. Сюда входит не только осознание своей греховности, но и понимание собственных стремлений, надежд и тайных движений сердца. Неплохо было бы научиться любить себя такими, какие мы есть. Ведь только тогда мы откроем для себя умение любить ближних и только тогда подарим другим людям возможность любить нас – со всеми нашими положительными качествами и недостатками. А что может быть выше и чище жизни в Любви?

 Ну, а для тех, кто ищет в нас червоточинки, всегда актуальными остаются слова апостола Павла: «Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь» (1Кор.4:3-4).

Автор: Елена Ивинская

Источник: Матроны.ру

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика