Поиск
Искомое.ru

Раннее развитие: когда, зачем, как?

Baby komponiert am KlavierЧто такое раннее развитие и зачем оно нужно? Чему учат детей в центрах раннего развития? Как родители могут помочь своему ребенку познавать мир? Об этом и многом другом рассказывает мама четверых детей, основатель, руководитель и «душа компании Бэби-клуб» Евгения Белонощенко. 

 

 Свобода, игра, счастье

 - Под словосочетанием «раннее развитие» можно подразумевать очень разные вещи. Что такое раннее развитие, по мнению Бэби-клуба?

 - Ребенок изначально не является носителем информации, он ее получает извне. А количество и качество – зависит от среды, в которой ребенок растет. Когда ребенок обрабатывает новую информацию, клетки его мозга развиваются. Но как только малыш перестает получать необходимое количество информации, развитие мозга замедляется, а невостребованные клетки мозга отмирают.

 Кроме этого, у каждого ребенка есть своя зона комфорта, когда он может проявить какую-то долю самостоятельности. Например, до года малыш может держать в руке ложку. Понятно, что сразу он не будет правильно подносить ее ко рту. Но чем раньше мы дадим ребенку самостоятельно решить эту задачу, тем быстрее будет расширяться зона его способностей. В три года мы позволим ребенку после падения встать самому. В пять – помыть за собой кружку.

 Таким образом, раннее развитие — это создание благоприятной среды, в которой малыш будет учиться решать все новые и новые задачи. Это своего рода свобода, при которой взрослый поддерживает ребенка, а не делает за него все сам.

 - А зачем нужно с раннего детства учить ребенка читать, считать и так далее, ведь для этого есть школа и детский сад? Пусть ребенок насладится свободой и играми, а систематических занятий и учебы ему еще хватит в будущем…

 - Когда мы говорим о раннем развитии, мы ни в коем случае не отменяем игру. Ведь игра для ребенка – основной способ познания мира, она для него естественна и интуитивна. Ребенок с первых недель жизни исследует, экспериментирует, придумывает… Поэтому все, чему мы учим ребенка, происходит исключительно в игре.

 Кроме этого, научно доказано, что дети гораздо проще усваивают многую информацию, которая взрослым дается с трудом. Даже по опыту Бэби-клуба можно сказать, что тем детям, которые начали заниматься в более раннем возрасте, гораздо быстрее удается научиться читать, чем тем, которые начали занятия позже.

 - Каких результатов должны добиться дети на занятиях в Бэби-клубе?

 - Мы хотим, чтобы дети, которые занимаются в Бэби-клубе, были счастливыми, дружелюбными и открытыми ко всему новому. Чтобы они умели выражать свои мысли и чувства, умели понимать себя и других людей. Это самое главное.

 

Не навредить!

 - Возможно ли раннее развитие ребенка дома? Зачем идти в клуб?

 - Все зависит от малыша, ведь все дети разные.

 Профессиональные детские центры имеют ряд преимуществ перед занятиями дома. Все пространство центра специально организовано для развития. С малышом будет заниматься профессионал, который поможет раскрыть его индивидуальные способности. В центре много разнообразных пособий и игрушек, которые не надоедают ребенку. При посещении клуба занятия будут систематическими, чего практически невозможно добиться в домашних условиях. И самое главное, в центре есть другие дети, с которыми можно общаться. Это способствует социализации малыша.

 Дома тоже нужно уделять внимание развитию. И любое домашнее дело направлять на развитие.

 Поэтому, говорить «или-или» — неправильно. Я думаю, что хорошо посещать профессиональный развивающий центр и всегда быть на связи со своим ребенком дома, общаясь с ним. Это две обязательных составляющих для гармоничного развития малыша.

 - Существует мнение, что до определенного возраста ребенку не нужно много общения – ему вполне комфортно дома с мамой и папой, а для изучения ему достаточно двора или ближайшего сквера. А посещая Бэби-клуб, ребенок сталкивается со множеством людей, получает огромное количество информации… Мир сейчас и без того не дает ни минуты покоя, а нужен ли такой переизбыток с детства?

 - Любое развитие, в том числе и раннее, может пойти во вред. Здесь важно не переусердствовать.

 Обязательно нужно учитывать психологические и физиологические особенности ребенка, темпоритм его развития. Если ребенок очень активный и быстрый ему нужно давать короткие задания в быстром темпе и чаще сменять виды деятельности. Если ребенок медленный – не нужно говорить с ним очень быстро, не нужно торопить его. Если, к примеру, ребенок лучше усваивает информацию на слух, не нужно заставлять его смотреть на вас или на какой-то предмет.

 Важно помнить, что ребенок дошкольного возраста не способен длительное время удерживать свое внимание. Малышу просто необходимо двигаться – поэтому не нужно стараться все время его обездвижить.

 И не нужно ставить себе самой главной целью – именно научить ребенка!

 Кроме физиологии, конечно, нужно учитывать и настроение ребенка. Если малыш не хочет заниматься, не нужно заставлять и насильно «впихивать» информацию.

 Определить, что раннее развитие не идет ребенку на пользу, можно по его реакции. Посмотрите, насколько ему нравятся те или иные занятия, как реагирует тело и срабатывает психосоматка. Здесь важна и интуиция родителей, нужно обязательно спрашивать себя, правильно ли я делаю?

 

После трех уже поздно?

 - Правда ли после трех уже поздно, или не так все страшно?

 - В возрасте до трех лет наблюдается наибольший всплеск мозговой активности, поэтому так важно с рождения создать для ребенка окружающую среду, способствующую его развитию.

 Но это совсем не значит, что если родители до трех лет не позаботились об этом, то позже и не стоит этого делать. Вообще, человек имеет способность к развитию на протяжении всей жизни. И лучше поздно, чем никогда.


Такие разные дети

 - Как вы определяете, что хорошо для раннего развития, а что – не очень, что дает успех, а что – нет, что интересно, а что – не особенно?.. Что служит индикатором?

 - До того момента, как я познакомилась с теорией Виктора Толкачева, мы не умели дифференцированно подходить к детишкам. У нас не было четкого понимания, насколько дети бывают разными и что с этими «разностями» делать. После знакомства с этой теорией произошел качественный скачок: мы поняли, как вести себя с медленными детьми, а как с быстрыми, как подавать информацию тем, кто воспринимает на слух и т.п.

 Тогда мы стали замечать, что дети с удовольствием бежали в клуб, ведь мы понимали их где-то даже больше, чем сами родители.

 В начале нашего пути родители находились на занятии вместе с детьми и могли позволить себе слишком многое – перебить специалиста, говорить по мобильному телефону, делать замечания ребенку, насильно заставлять его что-то делать… Тогда мы плохо умели работать с родителями, и поэтому отправляли их в родительскую комнату, чтобы дети занимались самостоятельно.

 В тот момент мы не учитывали, что были дети, которым это шло только на пользу, но были и те, для которых это был огромный стресс. Позже к нам пришло понимание и ощущение того, что мы делали что-то не так. Мы этот момент исправили. Сейчас, если малыш не готов отпустить маму, он занимаются вместе с ней до тех пор, пока не перестанет нуждаться в ее присутствии.


«Качественное родительство»

 - Если ребенок посещает развивающие занятия, нужна ли помощь родителей?

 - Родители играют самую важную роль в развитии ребенка. Потому что самое важное для развития ребенка, это чувства любви и безопасности, которые они ему дают. Ну и конечно, родители, должны удовлетворять потребность ребенка в познании мира: создать дома благоприятную среду, отвечать на вопросы ребенка, учить его критически мыслить и т.д.

 – Вы много общаетесь с родителями, на что бы вы обратили внимание современных мам и пап, чтобы им пожелали?

 Сейчас я очень часто наблюдаю, что родители общаются со своими детьми очень прерывно. Это значит, что, общаясь с ребенком, они параллельно заняты еще каким-то делом. Можно общаться с ребенком хотя бы пять минут в день, но качественно, не отвлекаясь ни на что другое, посвящая это время только малышу.

 Мне очень нравится такая пословица: «Если папа не воспитывает свою дочку, как принцессу, ее муж никогда не будет считать ее королевой». Папа является духом, творцом в семье. А сыну он должен показывать пример, как это делать.

 Ну и конечно, я повторюсь, необходимо качественное общение как для дочки, так и для сына. Это самое главное.

 

Интервью подготовили Ольга Ведерникова и Александра Оболонкова.

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика