Поиск
Искомое.ru

Рождаемость на мыло

Каждый новый год демографы с нетерпением ждут беби-бума, уповая на материнский капитал и возрождение духовности в стране, однако, рождаемость в России и Украине так и остается одной из самых низких в мире. Ученые уверены: одна из причин – телевизор.

Психологи заявляют – личную жизнь большинства наших соотечественников сегодня заменяют экранные интриги. Патологическая зависимость от телевидения встречается тем чаще, чем скучнее и монотоннее жизнь – переживая за судьбы героев шоу и теленовелл, народ каждый вечер добирает свою порцию головокружительных страстей.

«Содержание сериалов — это набор наиболее распространенных стереотипов, которые в совокупности дают зрителю ощущение жизненности сюжета, – говорит врач-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Оксана Гаршина. – В сериалах собраны интересующие обывателя вопросы и проблемы. И каждый зритель “выцепляет” из сюжета то, что интересует его, и то, что ему близко. Наблюдая за перипетиями сериала, зрители сопоставляют свои жизни с жизнями героев и нередко находят происходящее на экране более интересным и динамичным».

Исследования показывают, что мыльные оперы и реалити-шоу «про любовь» разбивают семьи и ухудшают демографическую ситуацию. Так, латиноамериканские ученые проанализировали демографические данные и сопоставили их с появлением в различных районах главного «мыльного» канала страны TV Globo. Оказалось, что в регионах, где начиналась трансляция TV Globo, снижалась рождаемость, и увеличивалось число разводов. Всего, по подсчетам ученых, из-за пристрастия к сериалам за 20 лет в одной только Бразилии родилось на 3 млн детей меньше и произошло на 800 тыс. больше разводов.

По словам одного из авторов исследования Альберто Чонга, причиной такого воздействия могли стать «идеалы наживы», свойственные элите общества, о жизни которой и снимается большинство мыльных опер. Главные героини популярных сериалов, как правило, богаты и образованны, стремятся сделать карьеру, без колебаний разводятся и имеют в среднем одного ребенка. В общем, жизненные приоритеты сериальных героинь кардинально отличаются от традиционных ценностей обычных бразильянок.

Подобное воздействие ТВ характерно для всего мира. По содержанию рейтинговых сериалов можно даже спрогнозировать демографическую ситуацию. Например, если героини популярных шоу расстаются с мужем или возлюбленным, то в ближайшее время количество разводов увеличится в среднем на 0,1%. 

«Создается впечатление, что эти сериалы создавались как некая, сдерживающая рождаемость технология. Демографическое сдерживание происходит и через здравоохранение, и через продовольственную политику, поэтому было бы очень странно, если бы информационный сегмент остался проигнорированным, – рассказывает директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. – Сегодня любой подросток общается больше с телевизором, чем с родителями. Так что телевидение – это прекрасный источник для воздействия на сознание подрастающего поколения. На Латинской Америке технологии с «антидетным» эффектом апробировали, и, добившись нужного эффекта, уже отработанную схему стали внедрять дальше. В сериалах в основном идет пропаганда внебрачного сожительства, продвигается снисходительное отношение к супружеским изменам, поощряются детско-родительские конфликты».

Влияние телевидения на поведение людей становится заметным не только в Латинской Америке, но и в других государствах. «В тех же США идет жесткая фильтрация содержания. К общему просмотру допускается только нравственный контент. Есть, конечно, программы для взрослых – но только на специальных платных каналах, недоступных для детей. США – скорее экспортер растлевающей продукции», – отмечает Игорь Белобородов.

Между тем, по словам экспертов практически все программы на российском ТВ способствуют тому, что никакой материнский капитал не сможет перебить влияние идеологии «живи для себя». «Виноваты в низкой рождаемости, конечно, не только сериалы и ТВ-шоу, но даже если исключить все остальные факторы, то и их было бы достаточно, чтобы держать рождаемость на низком уровне. Не только сериалы обладают таким анти-демографическим эффектом. Практически все информационные продукты – реклама, ТВ-шоу – так или иначе направлены на уничтожение семьи, – отмечает Игорь Белобородов. – Особенно опасны различные комедийные шоу. Не хочу сейчас называть конкретные передачи, но могу сказать, что сегодня абсолютно во всех комедийных программах темы семьи, супружества и детско-родительских отношений имеют негативную коннотацию. Образ семьи низводится до предела – можно найти и гомосексуальный подтекст, и издевательства, и поругание традиций».

По мнению доктора психологических наук Михаила Кондратьева, одно из самых сильных воздействий на систему ценностей молодежи оказывают реалити-шоу: «Самое страшное, что продюсеры и те, кто планирует “сценарную картинку”, создают некую уродливую модель общества и по сути дела навязывают её молодежи, предлагая в качестве образцов для подражания скандалящих недоучек, истеричных капризуль, брутальных бездельников и беззастенчивых альфонсов. Дальше – оплаченная проектом свадьба, и все остаются на проекте уже как якобы семья. Союз наизнанку перед всей страной, не жизнь, а шоу. Как будто жизнь – черновик, и всё ещё можно будет переписать начисто. Но кто сможет переписать заново жизнь зрителей – за-экранных подражателей “семейного волшебства”? Для меня это попросту дикость! Передачи такого рода психологически развращают общество».

Можно предположить, что хотя бы аналитические программы лишены подобного подтекста, однако даже «Новости» сегодня работают на снижение рождаемости. «В информационных программах своя специфика – там преувеличивают проблему насилия в семье. В последние пять лет делается сильнейший акцент на эту проблему. Это даже напоминает заказ – формирование мнения, что родители – главные враги своему ребенку. Какой жанр ни возьмите – везде антисемейный контекст, где семья – главный враг современной цивилизации, – говорит Игорь Белобородов. – А в перерывах нас ждет реклама, где не всегда сознательно, но почти всегда заложен антисемейный сюжет. Все это программирует население на определенный образ семьи. Сначала человек смотрит, потом начинает подражать. А на этом раскручиваются и другие сферы товаров и услуг. Такой зомбированный зритель крайне легко превращается в послушного потребителя».

Так, анализ рекламных роликов на трех общефедеральных телеканалах специалистами Института демографических показал, что в 47% роликов семья представлена изображениями матерей-одиночек, в 27% – сюжетами, построенными на образах полной, но однодетной семьи. Полная семья с двумя детьми была обнаружена лишь в 12% роликов. Наименее распространенной, можно сказать, практически проигнорированной рекламными технологами, оказалась семья с тремя и более детьми, а многодетность (пять и более детей) в качестве рекламного образа не использовалась ни разу. «А ведь пять-десять лет информационного контента, где будут превалировать образы полной, многодетной семьи и демографическая ситуация начнет улучшаться…» – уверены исследователи.

Но, к сожалению, пока никаких «просветов» в информационно-развлекательной политике государства эксперты не видят. «Сейчас тенденция развращения только развивается, – отмечает Игорь Белобородов. – Семейные ценности по-прежнему девальвируются. Я думаю, что ситуацию могла бы исправить концепция информационной безопасности, в которой обязательно должен быть раздел демографической безопасности. Надо поставить четкие рамки: что для телевидения недопустимо. Ведь от тех же реалити-шоу вреда даже больше, чем о порнографии. Ведь если все прикрыто, это не значит, что продукция безопасна. Ведь словом можно так развратить и искалечить, что не надо никакой порнографии. Необходимо принять законодательно образ семьи, допустимый к показу в СМИ – модель семьи с родителями в первом браке как минимум с тремя детьми. Если такой образ будет транслироваться по всем каналам, это серьезно сдвинет предпочтения молодых граждан в сторону крепкой, многодетной семьи».

Автор: Екатерина Люльчак

Источник: Православие.ру 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика