Поиск
Искомое.ru

Серафимовский листок №271

Листок №271(pdf)      скачать     Листок №271(doc)


20.01.2013

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучение I-е в Неделю по Богоявлении

О покаянии

Покайтеся, прибли́жися бо

Царствие Небесное (Мф. 4:17).

 С этих глубоких и священных слов началась проповедь вочеловечившегося Сло́ва к падшему человечеству. Простое, по наружности, учение! Но надо понять его самою жизнию: тогда откроется, что в этих кратких и невитиеватых словах заключается всё Евангелие. Так и святой апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и иудеям и еллинам е́же к Богу покаяние и веру, яже в Го́спода нашего Иисуса Христа (Деян. 20:21).

Братия! Чтобы уверовать в Го́спода нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать Царство Небесное, нужно покаяние.

Всё это со всею ясностью излагается в Священном Писании. Священное Писание научает нас, что посла́ Бог Сына Своего в мiр, да спасется Им мiр (Ин. 3:17), что веруяй в Онь не будет осужден, а неверуяй уже́ осужден есть (Ин. 3:18). Свет — Христос — прии́де в мiр, и возлюбиша человецы паче тму, не́же Свет: беша бо их дела́ зла (Ин. 3:19). Всяк бо делаяй злая ненавидит Света и не приходит к Свету, да не обличатся дела́ его, яко лукава суть (Ин. 3:20). Одержимым страстью тщеславия Писание засвидетельствовало: Ка́ко вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете?! (Ин. 5:44) Объятые страстью сребролюбия не только не уверовали в Го́спода, но и надсмехались над Господом, когда Он преподавал им нужнейшее и святейшее учение о памятовании вечности и о устроении земных дел сообразно назначению человека для вечности (Лк. 16:9-14). Увлеченные страстью лютой зависти не только не уверовали в Го́спода, но и составили заговор богоубийственный, и исполнили его. Все, зараженные суетными и греховными пристрастиями, по неложному свидетельству Евангелия, отрекаются от участия в духовном браке Сына Божия, соделывают сами себя недостойными блаженного соединения с Ним (Мф. 22:5). Не можете Богу работати и мамоне! (Лк. 16:13) Не можете служить вместе двум владыкам, Богу и греху! Покайтеся: прибли́жися бо Царствие Небесное! Покайтеся, и веруйте во Евангелие! (Мк. 1:15)

Но и уверовавший во Христа, решившийся постоянно доказывать веру поступками, поведением, опять нуждается в покаянии. Ка̀к вы думаете, братия, какой первый плод живой веры? Какой первый плод исполнения Христовых заповедей? Ответ заимствую у святого Симеона Нового Богослова, который почерпнул познание произнесенной истины из собственных святых опытов. Он сказал: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» Точно! Только что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые Евангельские заповеди, или, что̀ то же, творить дела́ естества обновленного, как внезапно открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. Жизнь подвижника Христова преисполняется невидимых падений. Он невольно исповедует с апостолом: Соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку; вижду же ин закон во у́дех моих, проти́ву воюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во у́дех моих. Окаянен аз человек! (Рим. 7:22; Рим. 7:23; Рим. 7:24) От такого воззрения на самого́ себя зарождается в христианине блаженная нищета духа, является разумный духовный плач, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижи́т (Пс. 50:19). В человеке от жительства по Евангелию является как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. И так покаяние необходимо не только для того, чтоб уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа. Покайтеся, прибли́жися бо Царствие Небесное.

Остается объяснить: почему в ныне рассматриваемых нами словах Го́спода нашего завещание покаяния и возвещение о близости Царства Небесного так тесно соединены между собою? Почему не выставлено между ними никакого промежуточного подвига, никакого промежуточного обстоятельства? Причина заключается в том, что Господь наш Иисус Христос — Агнец Божий, взе́мляй грехи мiра (Ин. 1:29) — сделал всё для нашего спасения: Он примирил нас с Богом, уготовал и приобрел для нас Царство Небесное. Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд: труд принять спасение, дарованное нам Богом туне и всецело, труд покаяния. Царство Небесное и Царь Небесный несказанно близки к нам — несравненно ближе, нежели как мы полагаем. Се, стою́ при две́рех се́рдца человеческого, — возвещает этот Царь, — и стучусь в них Моим всесвятым и всесильным Словом: аще кто̀ услышит глас Мой и отверзет две́ри, вни́ду к нему и вечеря́ю с ним, и той со Мною (Откр. 3:20). Совершается отверзение дверей се́рдца для Небесного Царя — покаянием. Покайтеся, прибли́жися бо Царствие Небесное.

Аминь.

 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика