Поиск
Искомое.ru

СЛЕД В НЕБЕ Валерий Чкалов – легенда авиации

57-75Легендарный герой или «воздушный хулиган»? Любимец властей или неправедно гонимый вольнодумец? Каких только версий биографии Валерия Чкалова не создавалось с момента его загадочной и трагической гибели, да и при жизни. И только сейчас становятся известными многие ранее засекреченные документы, рассказывающие об этом удивительном человеке.

110 лет назад родился Валерий Павлович Чкалов — легенда советской и мировой авиации. Его имя носят станции метро, улицы, населенные пункты, учебные заведения и даже одна из планет Солнечной системы. Валерий Чкалов разработал новые фигуры высшего пилотажа, испытал свыше 70 типов самолетов, совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в США, был удостоен звания Героя СССР. Сейчас, когда многие документы рассекречены, можно узнать удивительные подробности жизни Чкалова, и великий летчик предстает перед потомками не бронзовым монументом, а живым человеком.

Детство на Волге

2 февраля 1904 г. в селе Васильева Слобода у котельщика Павла Григорьевича Чкалова родился сын Валера. Жена Павла Григорьевича, мать десятерых детей, умерла, когда Валере исполнилось шесть. Воспитывали будущего героя мачеха Наталья Георгиевна и старшая сестра Анна.

Все детство Валерия было тесно связано с Волгой: дом Чкаловых стоял на самом берегу великой реки. Многие развлечения тогдашней детворы были связаны с нею — летом купались, катались на лодке, зимой неслись с крутых берегов на лыжах и на санках. Уже в детском возрасте Валеру отличала редкая смелость. Шестилетним мальчиком он вовсю плавал, нырял под плоты, «отсчитывая под водой до сорока бревен», во время весеннего ледохода на Волге перепрыгивал с одной льдины на другую. Кстати, и сама фамилия Валерия Павловича связана с водой: его прадед родился в половодье на плавучей льдине — «чке», отсюда и имя роду — Чкаловы.

В 1916 г. Валерий закончил 4‑й класс сельской школы, и отец отправил его учиться на судового механика в Череповецкий механический техникум. Но в 1918‑м, в пору Гражданской войны, училище закрылось, и Валере пришлось вернуться в родное село на заработки. В навигацию 1919 г. Валерий упросил капитана парохода «Баян» взять его кочегаром на судно. И там, в возрасте 15 лет, на борту парохода Валерий впервые познакомился с авиацией: он услышал гул мотора, выбежал на палубу и… увидел самолет. В тот же момент юноша решил связать свою судьбу с небом и научиться летать. Но оказаться в кабине самолета было не так‑то просто.

Воздушный хулиган

Воплотить мечту Валере помог сосед — именно он посоветовал ему записаться добровольцем в Красную Армию, где Чкалову удалось стать учеником слесаря по ремонту самолетов и авиадвигателей. Летчики, тестировавшие отремонтированные самолеты, иногда брали в пробные полеты и молодого Валеру.

Спустя год у Чкалова появилась возможность научиться летать самому: из Егорьевской летной школы в часть пришла разнарядка на трех человек. Валера не мог упустить такой шанс: ему приписали в документах один год, и он стал самым молодым курсантом летной школы. После Егорьевской были и другие школы — Московская, Серпуховская и Борисоглебская, в которой юный Чкалов совершил свой первый десятиминутный полет на самолете «Авро».

Уже в летной школе Чкалов начал исполнять запрещенные фигуры высшего пилотажа, а попав в 1‑ю Ленинградскую Краснознаменную истребительную эскадрилью, он совершал такие дерзкие и рискованные полеты, что ему не раз приходилось расплачиваться за них на земле. За нарушение летного устава он отстранялся от полетов, иногда попадал под арест или на гаупт­вахту. Жаловались на Чкалова и колхозники: от его полетов на критически малых высотах коровы на ферме переставали давать молоко. В ту пору у Чкалова появилось прозвище Воздушный хулиган.

Настойчивость и стремление к цели отличали Чкалова не только в небе: за своей будущей женой Ольгой Эразмовной Ореховой он ухаживал не один год. Ольга, как и Валерий, росла в большой семье, где было шестеро детей. Их мама умерла, когда девочке было двенадцать, она была старшей из детей и чувствовала себя ответственной за всех остальных. Ей пришлось сменить несколько учебных заведений, чтобы иметь возможность совмещать учебу с работой. В 1924‑м, будучи студенткой педагогического института, Ольга стала секретарем культмиссии в подшефных частях, среди которых была и эскадрилья, в которой служил Чкалов. На новогоднем вечере молодые люди познакомились, Валера часто заходил в хоровой кружок, где Ольга была солисткой.

Питерская интеллигентка, филолог, преподаватель русского языка и литературы, Ольга долго не могла решиться выйти замуж за Чкалова. Она вспоминала тогда и печальные слова своей матери, жившей неподалеку от аэро­дрома, о том, что «летчики — кандидаты на тот свет». Ольга пыталась избегать Валерия, но тот не сдавался. Однажды он позвал Ольгу в поле посмотреть, как он будет «летать вниз головой». Это был один из частых трюков в его арсенале: только оторвавшись от земли, Чкалов переворачивал самолет и набирал высоту уже вверх колесами. Мужество и настойчивость Чкалова сделали свое дело — в 1927 г. он стал семейным человеком. Валерий и Ольга не просто расписались в ЗАГСе. Несмотря на гонения на Церковь, они венчались — из уважения к чувствам отца Чкалова, Павла Григорьевича, который в родном селе был церковным старостой.

Уже на следующий год Ольга родила Чкалову сына Игоря. Семья была «якорем» Валерия, связывала его с землей. В одном из писем он признается Ольге: «Ты дала мне то, чем я живу сейчас, и моя жизнь стала какой‑то хорошей и дорогой. Ты и сын — вот моя жизнь, мой воздух и свет».

Вскоре после свадьбы Чкалова увольняют из ВВС за аварию, случившуюся с его самолетом в Брянске. Два года он работает летчиком-испытателем в Осоавиахиме в Ленинграде, рядом с семьей. А в 1930‑м его восстанавливают в военной авиации, он испытывает самолеты в Научно-испытательском институте ВВС. Здесь за два года он совершит более 800 полетов, освоив около 30 типов самолетов.

В 1935 г. Ольга родила Валерию дочь. И в том же году на майском параде Чкалов был представлен Сталину. Генеральный секретарь спросил летчика, берет ли тот с собой парашют. Чкалов ответил, что предпочитает обходиться без него, ведь главное — сберечь машину. В ответ на это Генеральный секретарь произнес легендарную фразу: «Ваша жизнь дороже любой машины». После этого парада Чкалова наградили орденом Ленина. А великие полеты были еще впереди.

«Hello, Америка!»

Пересечь Полярный круг мечтали и даже планировали многие летчики. Одним из них был Сигизмунд Леваневский, в 1930‑х гг. совершивший несколько сверх­длинных авиаперелетов. В августе 1935‑го его команда (в нее входили Георгий Байдуков и Виктор Левченко) должна была пролететь по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско (к этому событию даже успели выпустить почтовую марку!), но полет был прерван из‑за неисправности.

Пока Леваневский выбирал другой самолет, его второй пилот Георгий Байдуков, который работал вместе с Чкаловым в НИИ ВВС, предложил возглавить полет на том же самолете АНТ-25 Валерию Павловичу. В качестве тренировки команда — Чкалов, Байдуков и Беляков — совершила полет по северной окраине страны. Через 56 часов после вылета из Москвы, в сложнейших метеорологических условиях Чкалову удалось посадить самолет на узкую песчаную полосу острова Удд. За этот полет экипажу Чкалова присвоили звание Героев Советского Союза и всех троих в порядке исключения приняли в партию непосредственно через Центральный Комитет.

А великий перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер состоялся через год. 18 июня 1937 г. тот же АНТ-25 поднялся в воздух в Москве и через 63 часа 25 минут, преодолев 10 тысяч километров, приземлился в США, в городе Ванкувере. Американцы хлопали по советскому самолету с выкрашенными красным крыльями и поражались тому, как он смог проделать такой дальний и опасный перелет. Для всего мира это была настоящая сенсация. Когда президент США Рузвельт принимал советских летчиков, в знак уважения он попросил поднять себя с инвалидной коляски…

Действительно, трудно себе представить, как смог экипаж продержаться столько времени без посадок и дозаправок, в холоде и при кислородном голодании, из‑за которого у летчиков временами шла носом кровь и случались обмороки. Самолет периодически покрывался льдом, и чтобы не обломать крылья и не разбиться, приходилась пробиваться к солнцу. Самолет в любой момент мог выйти из строя, сотни километров летчики летели вслепую, а когда в радиаторе замерзала вода, туда заливали кофе, чай и… мочу.

В том, что этот полет был подвигом, никто не сомневался. Советским летчикам устроили пышную встречу. Как вспоминал сам Чкалов, их сразу позвали на обед, но у них не было подобающих костюмов. После отдыха в гостинице экипаж буквально «проснулся в универсальном магазине». «Оказывается, генерал сообщил какой‑то фирме, что у нас нет костюмов, и та доставила нам 60 костюмов — выбирайте! Мы деньги — будьте любезны! Нам в ответ — нет! Представитель фирмы попросил у нас: «Разрешите ваши штаны, в которых вы прилетели, вывесить в витрине магазина». И вот наши штаны висели в витрине, и к ним было паломничество. Люди со всего города ехали, чтобы смотреть, в каких штанах мы прилетели. Это я говорю сущую правду» (из засекреченных стенограмм доклада Чкалова об Америке).

Последний полет

Напарник Чкалова Георгий Байдуков вспоминал, что Валерия не раз просили оставить работу испытателя. Действительно, казалось бы, пора остановиться и перестать рисковать жизнью. Но Чкалова невозможно было переубедить: «Я же лично буду летать до тех пор, пока правая рука способна держать штурвал управления самолета, а глаза — видеть землю». И он вновь поднимал в небо очередной самолет, выделывал сложнейшие фигуры высшего пилотажа, многие из которых придумал сам, спорил с конструкторами и инженерами, ездил на авиационные заводы и мечтал о перелете вокруг земного шара.

15 декабря 1938 г., несмотря на нелетную погоду и опасно низкую температуру воздуха, Чкалов проводил испытание экспериментального самолета-истребителя И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. Когда летчик шел на посадку, у самолета отказал мотор. Чкалов до последнего старался спасти самолет и не упасть на жилые дома. Он приземлился на кучу дров. От удара его выбросило из самолета. Еще два часа после трагедии Чкалов был жив. Как говорят некоторые очевидцы, последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам». Однако почти 60 человек все же были осуждены по факту смерти героя-летчика Валерия Чкалова.

Документация о расследовании катастрофы получила гриф «Совершенно секретно». Гибель Чкалова до сих пор окутана завесой тайны. Споры о том, по чьей вине случилась трагедия, ведутся и сейчас. Младшая дочь летчика — Валерия Валерьевна, родившаяся вскоре после смерти отца, на основе архивных документов делает вывод о том, что все высокопоставленные чиновники, включая Сталина, Молотова, Ворошилова и Берию, знали о дефектах самолета, но не запретили его испытание, тем самым не оставив летчику шансов завершить полет. «Отец перерос планку, высота которой была ему определена, стал слишком популярен в народе и при этом не мог жить и мыслить так, как требовало Политбюро», — вспоминает дочь Чкалова.

В 1975 г. в Ванкувере во время открытия монумента экипажу самолета АНТ-25 советской стороне вручили американские буклеты, где было написано: «Валерий Чкалов. Родился 2 февраля 1904 года, убит 15 декабря 1938 года».

За жизнь длиной всего в 34 года Чкалов успел стать бессмертной легендой, примером мужества и преданности для многих поколений советских, а теперь уже и российских людей.

Автор: Николаева Анна

Источник: http://www.vinograd.su/Журнал: №1 (57) 2014 г.

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика