Поиск
Искомое.ru

Слово о любви преподобного Максима Исповедника

Читая главы о любви преподобного Максима Исповедника, не перестаешь удивляться силе переживаний святого. Именно любовь объединяет единой идеей большинство произведений святого. Именно любовь, которую прп. Максим считает наиглавнейшей добродетелью, драгоценней которой «нет ничего из того, что после Бога» и пути возрастания в любви – являются главной целью человеческой жизни.

Она и вера, и надежда, и духовное наслаждение. Она и кротость, и душевное благородство, и милосердие. Впрочем, читайте сами. Слово о любви, изложенное в равночисленных четырем Евангелиям главах по сто высказываний в каждой (сотницы) трудно пересказать, и мы предлагаем выдержки из этого удивительного по своей глубине произведения.

Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно придти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному.

Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа.

Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, кои еще не очистились. Почему – когда видит их обращение и исправление, радуется радостью безмерною и неизреченною.

Блажен ум, который, минуя все твари, непрестанно услаждается Божественною красотою.

Как воспоминание об огне не согревает тела, так вера без любви не производит в душе света ведения.

Труднее преодолевать страсти раздражительной силы души, нежели вожделевательной: потому-то против них от Господа и врачевство дано сильнейшее – заповедь о любви.

Если одних ненавидишь, а других ни любишь, ни ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно; то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека.

Время делится на три части (настоящее, прошедшее и будущее) и вера простирается на все сии три отдела; надежда на один (на будущее), а любовь на два (настоящее и будущее). Вера и надежда имеют предел: любовь же, соединяясь с пребесконечным и всегда возрастая, пребывает в бесконечные веки. И потому-то больше всех любовь (1 Кор. 13. 13).

Не будь скор на отвержение духовной любви; ибо иного пути к спасению не осталось человекам.

Любовь к Богу любит всегда воскрылять ум к собеседованию о Боге и о Божественном; любовь же к ближнему располагает всегда доброе о нем помышлять.

Други Христовы всех любят искренно, но не всеми бывают любимы. Друзья же мирские и не всех любят, и не всеми любимы бывают. Други Христовы до конца сохраняют союз любви; а друзья мирские – пока не встретится у них друг с другом столкновения за что-либо мирское.

Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть (1 Кор. 13, 2. 3). Стяжавший убо любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любы (1 Ин, 4, 16): Ему слава во веки. Аминь.

Источник: http://samaryanka.in.ua

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика