Поиск
Искомое.ru

Свобода это возможность

Большинству людей нравится слово «свобода». Каждый хочет быть свободным или, по крайней мере, считать себя таким.

И пожалуй, современный человек имеет больше возможностей быть свободным, чем наши предки. Разрешено практически все. Обман, аборты, гомосексуализм, неуплата налогов, взяточничество, убийства, предательство родины, магия, наркоторговля, сутенерство. Более того, делая все это, ты можешь принадлежать к «элите государства». Собственно, «элита» и организует всю эту деятельность, и нельзя стать ее частью, не участвуя в ее грязных делах.

Разумеется, разрешены и более мелкие «слабости»: можно не учиться, грубить учителям, покупать оценки, продавать поддельные дипломы вузов в московском метро, не беречь девственность, откосить от армии, стать знаменитым без труда и таланта, организовать секту, выпускать некачественные продукты, жить в «гражданском браке».

По сравнению с советским временем, появились и позитивные возможности: можно ездить за границу, покупать любые вещи, читать любые книги, смотреть любые фильмы, беспрепятственно и безнаказанно ходить в храмы.

Каковы же плоды этой свободы? Сделала ли она нас счастливее?

Плоды свободы индивидуальны для каждого человека. Потому что каждый пользуется ей по-своему.

Свобода – она на то и свобода, что не заставляет. В том числе и не заставляет быть счастливым.

Кому-то свобода помогла. Он освободился от лишнего в своей жизни, нашел главное. Свобода помогла ему найти и реализовать свои таланты и смысл своей жизни.

Но очень многие воспользовались свободой себе во вред. Психиатры наблюдают катастрофический рост числа зависимых людей. Зависимости от алкоголя, от наркотиков, от табака, от компьютерных игр, от азартных игр, от Интернета. Наконец, любовная зависимость.

Зависимость – это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую человек загоняет себя сам. Корень у всех зависимостей один – несчастное детство. И несчастных детей сейчас во много раз больше, чем было во времена несвободы, поскольку свобода привела к развалу семьи. А есть еще и разные страсти, скажем, к сексу, к обогащению, к красивой одежде, к славе, к власти. Все эти страсти – это тоже зависимости, только менее выраженные, но и они ограничивают реальную свободу человека, диктуя ему различные ограничения.

Так свобода превращается в свою противоположность.

И это не удивительно. Ведь свобода – не конечная цель. Свобода – это возможность. Это возможность достигнуть той или иной цели. Если ставим правильную цель – свобода нам во благо, если ложную – во вред.

Образно это можно представить так. Поток людей двигался по глинистой, грязной дороге. Ноги людей вязли в глине, но все-таки можно было идти. Справа от этой дороги возвышались холмы и горы. Сухие дороги вели по ним вверх в разных направлениях. Слева находилось зловонное болото. И горы, и болото были отделены от глинистой дороги оградой с предупреждающими надписями.

Приход свободы означал падение ограды с обеих сторон дороги. Люди стали разбредаться в разные стороны. Кто-то шагнул направо, выбрал горные пути, нелегкие, но ведущие далеко вверх. Очень многие взяли левее, в болото, и завязли в нем. Для них свобода закончилась возможностью барахтаться в трясине своих страстей и зависимостей, практически никуда не двигаясь, только увязая все глубже и глубже.

Что интересно, о свободе больше любят говорить те, кто завязли в болоте. Для них свобода – оправдание того плачевного положения, в котором они оказались. Хотя на самом деле, что проку и радости от такого использования свободы?

Те, кто мужественной походкой идут в горы, меньше говорят о свободе. Потому что они понимают: чем больше свободы – тем больше ответственности. И еще неизвестно, куда ты придешь. Придешь в прекрасную страну, цветущую садами, — ты воспользовался свободой лучшим образом. Свалишься в пропасть – лучше бы не было такой свободы.

Потому что свобода – не самоцель, а лишь возможность достичь цели.

Одной из целей может быть внутренняя свобода. Внутренняя свобода – это такое состояние человека, в котором он при любых обстоятельствах свободен выбирать то, от чего ему хорошо.

По сути, именно внутренняя свобода – настоящая свобода. Обладая внутренней свободой, можно быть свободным в любом обществе (государстве) и даже в тюрьме. Свобода как юридическое право не делает нас свободными, пока мы не свободны внутри себя.

Нашу внутреннюю свободу стесняют не другие люди, не государство, не традиции. Нашу внутреннюю свободу стесняют наши зависимости, наши страсти и страхи.

Синоним слова «страсть» — пристрастие, привычка, сильное навязчивое желание. В русском языке слово «страсть» имеет и другое значение – страдание. И это не случайно: любая страсть не только ограничивает свободу, но и мучает.

Допустим, страсть к деньгам, к обогащению. Богатый человек может быть внутренне свободным. Но человек, пристрастный к деньгам, богат он или беден, свободным быть не может. Он страдает не только от недостатка денег. Он страдает от самой возможности потерять деньги, и ограничивает свою свободу, чтобы их сохранить.

Свободен ли завистливый человек? Нет! Зависть не позволит ему купить дешевую машину, если есть хоть какая-то возможность раздобыть престижную. И так во всем.

Свободен ли тот, кто болен страстью тщеславия? Нет. Тщеславному не позволено испытать радости от доброго дела. Он делает все только ради тщеславия, а тщеславие и добро не совместимы. Тщеславный не свободен от страхов. Он обязан делать все так, чтобы нравиться другим.

Может быть, наша «любимая» страсть – любовная, оставляет нас на свободе? Увы, любовная страсть – не любовь. Это любовная зависимость. Она заставляет нас быть с человеком, которого мы на самом деле не любим, мучить его и себя. Свободой здесь и не пахнет.

Наиболее очевидна несвобода в случае сильных страстей — зависимостей. Характерный эпизод в воспоминаниях бывшего наркомана: «Мама дала мне на дорогу только тысячу рублей, это все, что у меня было. Я вышел на перрон, смотрю: бегает наркоманка, водкой торгует. Мне наркоманку видно сразу — худая, вмазанная. Я к ней подошел, говорю: “Есть чего?”. Она говорит: “Есть, только в маленьких чеках и нет ни шприцов, ничего”. То есть нюхать придется. И вот, хотя я все понимал и знал, что она мне впарит не вещество, а известку, все равно я отдал ей последние деньги. Естественно, она мне известку и продала… Я ее вынюхал. И тут до меня дошло, что, несмотря на то, что я все знаю, все понимаю, я все равно это делаю. И это и есть бессилие меня как наркомана перед наркотиком. Мозг, сила воли — ничего это не работает».

У каждого из нас – несколько страстей, ограничивающих нашу свободу. Свобода возрастает по мере освобождения от страстей. Противоположны страстям добродетели – щедрость, скромность, доверие, доброжелательность, целомудрие, терпение, милосердие. Вершина добродетелей – любовь. Чем больше у человека добродетелей, тем больше любви.

Получается, что подлинная свобода – в любви. Не в любовных страстишках, не в любовной зависимости, а в настоящей любви.

Кто по-настоящему любит, тот по-настоящему свободен. Любящий бесстрашен. Он не привязан к вещам и может подарить другу то, что нужно и ему самому. Ему безразлична слава, и он свободен от мнения других. Он никому не завидует, поэтому не огорчается успехами других и не соперничает с ними. Любящий свободен даже в том, чтобы с мирным сердцем отпустить любимого туда, где тому будет лучше.

Единственное, чего боится любящий, — потерять любовь и снова впустить в свое сердце зло. Но борьба за любовь – его свободный выбор.

 

Автор: Дмитрий Семеник

Источник: http://www.realisti.ru

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика