Поиск
Искомое.ru

Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия

Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены:

— Чтение Священного Писания можно сравнить с молитвой: есть молитва индивидуальная, а есть молитва совместная. Их нельзя противопоставлять. Чтение Писания в группе — это чтение Церковью, потому что группа — это Церковь по слову Господа, «когда двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20)». И здесь важны два момента: совместное чтение слова Божия как трапеза. Конечно, можно и одному есть, но вообще-то трапеза предполагает собрание людей. Есть трапеза евхаристическая, есть трапеза слова Божия. И на нее люди собираются не для того, чтобы пройти курс богословия. Курсы начинаются и заканчиваются, как курс в семинарии, академии. А в таких группах никогда ничего не кончается. Как причастие — человек всю жизнь причащается. Чтение слова Божия — это питание Хлебом Жизни, Христом. Слово Божие объединяет людей, так же как и трапеза Господня — Причастие. Это не означает, что они, собираясь для чтения Евангелия, видимым образом начинают общаться. Их общение не суетно, но оно помогает открыть глубину другого. На евангельских встречах формируется единство людей во Христе, это совсем новый уровень общения. Часто ли у наших прихожан слово Божие становится поводом для встреч, разговоров? А в евангельских группах это — норма.

Вторая цель чтения Евангелия в группах — его изучение. Совместная работа дает привычку, вкус, навык работы с текстом и комментариями и в индивидуальном чтении. В группе формируется евангельское умонастроение, евангельское понимание веры». Вести такую группу, считает отец Геннадий, должен человек подготовленный.

Традиция совместного чтения слова Божия берет начало во времена Ветхого Завета, когда народ израильский собирался для чтения Писания в синагогах. Синагога и появилась для того, чтобы совместно читать Писания. В Евангелии мы видим, как Христос «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4: 16) пророка Исайю, а потом разъяснял текст. Также и апостол Павел читал в синагогах Писание. Там всегда был старший, который имел право текст читать и разъяснять. Совместное прочтение Священного Писания продолжалось и в раннехристианские времена, например, в александрийской огласительной школе: прямо на службе читался Шестоднев Василия Великого (IV), а потом перед народом разбирался. Когда апостол Павел был в Верие (Деян. 17: 11), он говорил о вериянах, что они были «благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Трудно себе представить, что эти люди, просто из-за того, что апостол Павел к ним пришел, начали ежедневно разбирать Писания, если у них не было бы навыка этим заниматься.

В Средние века чтение слова Божьего уступает место храмовому благочестию, люди жили больше богослужением. Священное Писание в это время и доступно было не всем. В Западной Церкви был даже период запрета самостоятельного чтения Священного Писания, не разрешалось иметь эти тексты дома. А в храме Писание читалось на латыни, которую не все понимали. У нас такого запрета не было, но и практики чтения не было. На службах читались положенные отрывки на церковнославянском языке, которые народ плохо понимал и часто не стремился понять, относясь к чтению Писания как к священнодействию. Я заметил такую особенность: нередко храмовые работники у нас не имеют никакого интереса к изучению слова Божия, но они очень любят службы вообще, молебны, акафисты, церковное пение. Конечно, акафисты и пение — это тоже молитва, но это слово человека — Богу. А Писание — это слова Бога человеку. И здесь нужна гармония. А мы часто умиляемся красивым пением, но нам не интересно, что Бог говорит нам!

Источник: Журнал «Нескучный сад»

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика