Поиск
Искомое.ru

Три вопроса, один восклицательный знак

“Вы растете по Доману или по Ибуке? По какой методике вы занимаетесь с вашим ребеночком?” — я часто слышала эту фразу, когда кто-то наблюдал, как мой младшенький, тогда еще трехлетка, настойчиво просил включить ему 3-ю симфонию Малера или “Ромео и Джульетту” Прокофьева.

Нет, мы растем не “по Доману” или Зайцеву. Мы растем “по-своему”, ибо каждый из трех моих Солнышек — неповторим. Однако это “по-своему” тоже не означает “само по себе”.

… Вирус “раннего развития” поразил сердца современных мам. Сейчас, наверное, нет ни одного женского журнала или информационного портала, где не обсуждались бы различные методики или просто “за и против” раннего развития. Равнодушных нет! И все же есть несколько вопросов, ответы на которые растворяются в мутном потоке информации, обозначенном в современных СМИ как раннее развитие ребенка.

Кому и зачем это надо?
Действительно, выросли же мы сами без каких-либо специальных методик и ничего, вроде даже как-то пристроились в жизни. И еще сотни лет до нас…
А вот давайте сравним наш мир и мир наших предков. Еще 100 лет назад большинство семей были многодетными. Кругозор ребенка от рождения до 3-х лет формировался богатым общением со старшими детьми и, конечно, бабушками, в арсенале которых были разнообразные потешки, пестушки, игры. Ребенка окружали дерево и глина — от игрушек до стен родного дома, растения и животные. Что окружает наших детей? Мир — пластиковый на ощупь, от одинаковых китайских игрушек до евроремонта городской квартиры. Мир, подавляюще-громыхающий “ритмомузыкой” маршруток, мелькающий рекламой из TV, пахнущий гарью машин и асфальтом… Что вынесет из своего детства ребенок, если мы специально не позаботимся о его “среде обитания”?

Не вредно ли обучать такого маленького ребеночка?
А он все равно учится. И нас не спрашивает.
Человеческий мозг иногда называют самым сложным объектом во Вселенной. Он содержит триллион клеток, из которых 100 млрд. представлен соединенными в сети нейронами. Мозг растет за счет увеличения размеров нейронов и увеличения числа их отростков, развитие его неравномерно, и визуально его можно проследить хотя бы по увеличению окружности головы: у новорожденного она около 35 см, к двум с половиной годам увеличивается до 50 см, а за всю последующую жизнь — до 55 см.
Установлено, что у новорожденного малыша в 3 раза больше связей между нервными клетками, чем у взрослого, все его сенсорные области и полушария, практически все нервные клетки связаны между собой (Анохин К.В). Когда ребенок получает какую-либо информацию, т.е. когда с ним разговаривают, играют, кормят, по задействованным в этом процессе нервным волокнам бегут импульсы, тем самым укрепляя связи между нейронами. Если по каким-то каналам информация не поступает, незадействованные нервные клетки, которые остались без связи с другими нейронами, отмирают уже через несколько месяцев после рождения.
Таким образом, неразвитые связи необратимо теряются, если они не задействованы в первый, поистине уникальный период развития мозга от рождения до 3-х лет. За первые 3 года развития человек осваивает колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что потом поступит за всю последующую жизнь (по разным источникам от 83 до 96%!): ребенок овладевает языком, представлениями о пространстве и времени, цветах, количестве и т.д. Причем, есть и обратная зависимость: чем больше информации поступает к ребенку в это время, тем больше ее он сможет усваивать в будущем.
Чем же подкрепляется в ребенке такая парадоксальная способность к усвоению информации?
Еще в середине 50-х годов Бауэр провел серию блистательных экспериментов с новорожденными по изучению рефлекса к обучению. Оказалось, что потребность в обучении заложена в ребенке генетически, но при отсутствии подкрепления угасает… к 3 месяцам! Как оказалось в дальнейшем, успешное решение каких-либо задач стимулирует у человека выделение особого вещества — эндогенного серотонина, который вызывает ощущение удовлетворения. Мозг сам себя награждает за успешно проделанную работу!
Итак, ребенок может и хочет запомнить огромный объем информации (он все равно запомнит, вот только что?!), но ваша задача отфильтровать ее так, чтобы она была применима в дальнейшем.
Представьте себе, что ваш ребенок — иностранец, и вы должны познакомить его с вашим миром. Естественно, что предлагая ему информацию об этом мире, вы постараетесь обратить внимание на самые важные его элементы и то, что вам дорого. Ведь иностранца вряд ли заинтересует, сколько подшипников выпускалось на таком-то заводе в 1984 году.

Почему публикации о раннем развитии часто соседствуют с оккультизмом?
Одно из самых распространенных искушений — считать РР способом сделать ребенка гением или хотя бы вундеркиндом. Действительно, читающий двухлетка со скрипкой в руках вызовет восхищение и зависть соседей и знакомых. Безграничное поле деятельности для человеческой гордыни и тщеславия. Кстати, может быть поэтому на многих сайтах, посвященных РР методики Домана и Монтессори “мирно соседствуют” с идеями вальдорфской педагогики Штайнера (о вальдорфской педагогие см. статью диакона А.Кураева “Вальдорфская педагогика — сделано в секте”) и прочими оккультными методиками. Ведь к человеку, нацеленному на создание вундеркинда, легче цепляется и ощущение собственной исключительности и, соответственно, вседозволенности. Но уже здесь нас поджидает разочарование. Родителям, направленным на сногсшибательный результат, трудно воспринимать ребенка таким, какой он есть. “Гений по заказу” или просто “Ребенок-каким-я-хочу-его-сделать” — это изломанные судьбы, унылые тренировки, бесчисленные конкурсы, выставки и концерты. Но все это — результат родительских мотивов, а не вина каких-либо развивающих методик.

Время бесценно!
1. Методики раннего развития — не самоцель, а средство позволяющее воспитать личность, способную ставить задачи и самостоятельно решать их в любой области деятельности.
2. Не перебрасывайтесь от одной методики к другой — непоследовательность, действительно, может повредить психике ребенка. Не важно, какой именно методикой пользоваться, важно создать ребенку развивающую среду, в которой активно стимулируются все его органы чувств: ранообразные и разнофактурные игрушки и предметы обихода, географические карты на стенах, специальные книги и альбомы фотографий самых разных объектов. В конечном итоге — это просто активное отношение родителей к своему ребенку.
3. РР — это не развитие вашего ребенка раньше, чем соседского. Это интенсивное стимулирование его способностей в раннем возрасте (от рождения до 3–х лет), в результате чего малыш развивается раньше, чем если бы с ним не занимались.
Видеть своего ребенка счастливым — это ли не цель любого родителя? Каким он будет, когда подрастет?
Во-первых, если ребенок научился получать собственный серотонин решением задач по алгебре или написанием картин, значит ему не понадобятся “внешние” наркотики, ему никогда не будет скучно.
Во-вторых, ребенок, которому интересно общаться с вами, скорее будет прислушиваться к вашему мнению, чем к мнению “улицы”.
В-третьих, человека, привыкшего мыслить самостоятельно и творчески, не подавит секта и даже просто “мнение большинства”.
И, наконец, ребенок, который обладает широкими знаниями в самых разных предметных областях, осознанно подходит к вопросу выбора профессии, поиска своего места в жизни, для того, чтобы с большей отдачей, творчески послужить Богу и людям.

Автор: Лисняк Таисия

Источник: http://samaryanka.in.ua

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика