Поиск
Искомое.ru

ТРУДные вопросы

Что такое усталость? Сколько в этом понятии от физиологии, а сколько от психологии? Почему один устает быстрее другого, даже если он физически здоровее? Психологические и духовные аспекты труда в комментариях специалистов.


Ирина Левина, психолог: 

Поскольку человек — существо цельное, то в усталости столько же физиологии, сколько и психологии. Человек может устать от тяжелой работы и чувствовать поэтому физический дискомфорт (боль в мышцах, например), но если он доволен результатом своей работы, то ощутит положительные эмоции, усталость может оказаться даже приятной («хорошо поработал»). Если же труда вложено много, а результат не устраивает, то мрачные мысли и чувства могут усилить усталость («пахал напрасно», «никому это не нужно»).

Другой тип усталости — эмоциональная. Можно устать от сильных эмоций (своих или тех, кто рядом). У каждого из нас свой диапазон эмоций, и когда происходящее внутри или снаружи «зашкаливает» (переполняют восторг, эйфория или отчаяние, ужас, страх), то от этого можно устать, чувствовать себя опустошенным, мечтать о тишине, покое и одиночестве.

От недостатка эмоций, впечатлений, от однообразия тоже можно устать.

Например, когда человек загружен рутиной обязанностей, не имеет возможности остановиться и почувствовать свои желания и интересы, у него может возникнуть ощущение, что он не живет собственной жизнью, и это субъективно будет переживаться, как серость будней, скука, тоска («руки опускаются», «ничего не могу делать»).

Когда человек долгое время находится в ситуации эмоционального насилия (подавление, игнорирование, пренебрежение, унижение), он будет чувствовать себя уставшим и обессиленным, словно из него все соки выжали, даже если никакой физической нагрузки у него не было.

При эмоциональной усталости порой ощущается тяжесть в плечах, боль в спине, ломота в теле («словно каток проехал», «словно плитой придавило») — то есть чисто психологические внутренние переживания могут проявлять себя через мышечную усталость и боли.

Вообще, как боль в мышцах нам сообщает о том, что пора сделать перерыв в работе, так и эмоциональная усталость — это сигнал остановиться, спросить себя: что я сейчас чувствую? что происходит в моей жизни? как я могу позаботиться о себе? какие изменения давно назрели? Если поставить вопрос, то ответ не заставит долго ждать.

Только часто ли мы находим время на это?..

Можно ли научить трудолюбию?

Лилия Филимоненок, психолог, психиатр:

Нежелание трудиться, возможно, зависит от степени утомляемости организма. Она может быть, конечно, объективна, вызвана физическим состоянием организма. Но чаще нежелание трудиться идет от боязни «устать». В таком случае чувство усталости — это разновидность эмоций, то, что мы создаем у себя в голове для решения тех или иных жизненных или сиюминутных задач.

В усталости физической тоже большая доля психологической составляющей. Ресурсы человеческого организма достаточно велики, но бывает так, что физически здоровый и крепкий человек духовно и эмоционально слаб, а человек очень больной не только не падает духом при трудностях, но и заражает оптимизмом, поддерживает родных и близких.

Значит, на работу, даже сложную физически или психологически, можно настроиться, можно просто не замечать усталость, если есть жизнерадостное отношение ко всему вокруг. Замечу, что я не раз была свидетельницей необыкновенной внутренней силы детей, которые даже при страшных заболеваниях находят какие-то внутренние скрытые ресурсы и остаются веселыми, жизнерадостными, способными помогать, хотя для них это не только психологически, но и физически тяжело. Конечно, на детей во многом влияет атмосфера, которая их окружает с рождения, и пример родителей. В семье, где привыкли с радостью трудиться и с легкостью преодолевать трудности, ребенок вырастет с похожими качествами. Значит, любовь к труду — воспитуема!

«Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» («Царство Божие силою берется и употребляющие усилие, восхищают его»), — говорится в Библии. Понятно, что речь тут идет не о физическом усилии. Но все же, можно ли провести параллель между привычкой к труду и навыком к молитве, к делам милосердия?

Протоиерей Дмитрий Галкин

Протоиерей Димитрий Галкин, клирик Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря:

Религиозная жизнь, как и жизнь вообще, предполагает регулярность и повторяемость. Иначе это не жизнь. Но для поддержания порядка необходима дисциплина, а она неизбежно содержит в себе привкус рутины.

С другой стороны, религиозная жизнь требует творческого подхода, непрестанного внутреннего обновления, самопознания и Богопознания.

Возможно ли регламентировать этот процесс? Ведь познаем мы Бога благодатью Святого Духа, а «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3, 8). От себя дерзнем добавить: и когда хочет.

Восприятие Духа предполагает определенную настроенность души, особую восприимчивость и вдохновение, а оно не подчиняется регламенту. Налицо противоречие! Неужели столь любимые духовенством увещевания о необходимости регулярного молитвенного правила, о еженедельном посещении храма, о соблюдении постов на самом деле таят в себе опасность для свободы религиозной жизни? Неужели привычка к церковному образу жизни может незаметно убить то самое сокровенное, трепетное, что переживается как приобщение Царству?

Да, действительно, такая опасность существует. Еще во время Своего общественного служения Господь Иисус Христос укорял фарисеев, благочестие которых во многом сводилось к скрупулезному и мелочному исполнению предписаний в ущерб живому религиозному чувству. Тогда, может быть, долой все эти рутинные правила и обряды? Будем жить лишь вдохновением?

При всей карикатурности такого подхода, встречается он нередко. Существует немалое число православных христиан, которые месяцами и годами не приходят к Таинствам Исповеди и Причастия, потому что ждут вдохновения, особого настроя души. Сразу скажем: не дождутся!

И почему? Да потому, что вдохновение не рождается на пустом месте.

Даже самым одаренным художникам и музыкантам годами приходилось оттачивать технику живописи или игры на музыкальном инструменте. Так и в жизни духа необходим фундамент. Он-то и формируется благодаря навыку ежедневной молитвы, регулярного испытания своей совести, покаянного усилия, понуждения себя к добродетели. Религиозная жизнь, основанная лишь на «прекрасных порывах души», в лучшем случае, наивное дилетантство, в худшем, — опасное самообольщение.

Да, порой не хочется вычитывать молитвенное правило. Но достаточно себя понудить к его исполнению, и совершается маленькое чудо — сердце растопляется и возгорается радостью молитвы. Как говорит древняя христианская мудрость: молитва дается молящемуся. Это же касается и подготовки к исповеди. Порой человек пребывает в ложной самоуспокоенности и не замечает своих грехов. Но достаточно внимательно прислушаться к голосу совести — и покаяние пробуждается в душе.

Духовная жизнь имеет свои законы, и один из них: благочестие формируется от внешнего к внутреннему. Понуждение себя к внешнему благочестию, если, конечно, это понуждение искреннее и нелицемерное, раскрывает глубины сердца и дает возможность встретить там Бога Живого.

 

Источник:  Журнал «Вода живая» 

 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика