Поиск
Искомое.ru

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Святые отцы сравнивают тайну Успения Пресвятой Богородицы с Воскресением Спасителя. Нет смерти — есть успение, есть преставление. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что преставление – это лишь изменение места: человек «переставился», душа его заняла место в ином мире, в ином веке, в ином времени. 

После вознесения Иисуса Христа на небо, Пресвятая Дева осталась на попечении св. Иоанна и пребывала в постоянной молитве. К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме. Чудесным способом Господь Ей открыл день Ее кончины – однажды Ей явился архангел Гавриил, свидетельствующий, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (ветвь от финиковой пальмы), указав нести ее перед гробом Богородицы при погребении. О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому и простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Как гласит церковное предание, «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия».
Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. По Новому Завету, распятый Спаситель усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Ее к себе» (Ин. 19:25-27) на свое попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян. 1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян. 2:1-14).

Есть и небиблейские свидетельства этого события. Например, по словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V в.): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I в.), Мелитона Сардийского (II в.), Епифания Кипрского (IV в.), также различные сообщения об Успении Богородицы в XIV в. собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист.

Существует несколько версий относительно возраста, в котором скончалась Богородица. Церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин утверждают, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 г. от Р.Х. Святые Андрей Критский и Симеон Метафраст сообщают, что Она дожила «до последней старости», склоняются к этому и ряд других исследователей.

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены ее супруг Иосиф Обручник и родители Иоаким и Анна. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чем доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином.

По окончании погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились. В погребении не участвовал апостол Фома, который пришел в Иерусалим лишь на третий день – по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Нею. Однако тела в гробнице не было.

В тот же день, вечером, за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

Кончину Богородицы называют успением, а не смертью, поскольку обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Ее. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Праздник Успения Богоматери был установлен церковью с давних времен – о нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. А в IV в. он уже повсеместно праздновался в Византии, и по желанию императора Маврикия, одержавшего победу над персами в день Успения Богородицы (в 595 г.) сделался праздником общецерковным. Однако общее празднование Успения в августе месяце в большинстве восточных и западных церквей устанавливается лишь в VIII-IX вв., до этого, например, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) в январе праздновалась «кончина Девы Марии», а в августе – «взятие на небо». Основной целью установления праздника было прославле¬ние Богоматери и Ее Успения. К этой цели в IV-V вв. присоединяется и другая — обличение заблуждений, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуж¬дения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы, вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

Иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста, Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему, в них есть различия в подробностях.Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сюжете Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов.

В XV в. на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV столетия представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы Успения изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование у святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию».

Источник: Журнал «Нескучный сад» 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика