Поиск
Искомое.ru

О «вечной памяти»

Когда Церковь молится о людях, живших до нас, поется песнопение, в котором звучат слова «вечная память».

В окружающем нас видимом мире нет ничего вечного. У всего было начало и когда-то будет конец. Такова и земная жизнь человеческая: ведь у всякого человека есть дата рождения и непременно настанет час его кончины.

Бесконечен лишь Бог и Его Церковь — собрание верных, которое апостол Павел называет Телом Христовым (1 Кор. 12, 27). И подобно тому, как Господь существует вечно, так и Его верные, причастные благодати Божией, делаются участниками жизни вечной. Поэтому Церковь называет тех, кто оставил эту земную жизнь не «умершими», но усопшими. То есть уснувшими в ожидании пробуждения в жизнь вечную.

Когда мы молимся об усопших, мы просим о памяти о них у Бога и Его Церкви. Окончание земного пути всякого человека вовсе не конец его существования. Древние христиане писали на могилах своих собратьев: «Душа возвращена Богу».

Бог дает человеку великий дар, как сказано в Евангелии, талант жизни с тем, чтобы человек еще и умножил его, что-то приложил к нему своими трудами. И когда душа возвращается к Тому, Кто ее дал, Господь судит человека по тому, как распорядился он своим земным бытием. Нам предстоит дать ответ Богу за то, как мы распорядились Его даром.

Ни один человек не может назвать себя совершенно святым, то есть неподвластным греху. А ведь Господь дал нам жизнь, чтобы мы сделались Ему подобными и чтобы грех не имел над нами никакой власти. Покуда мы живем на земле, мы можем противостоять греху и стяжать благодать Божию.

Но усопшие приходят на Суд Господень. Им нужны наши молитвы: ведь по молитвам Бог спасает души даже самых безнадежных грешников.

А усопшие праведные люди сами возносят о нас молитвы, предстоя Престолу Господа Славы. Это единство молитвы живых и усопших как раз и образует Церковь — Тело Христово.

Священник Александр Мурылев

1
Яндекс.Метрика