Поиск
Искомое.ru

Страстная седмица

Страсть — это церковнославянское слово. На русский язык оно переводится как «страдание». В церковном календаре есть целая неделя, или, по-славянски, седмица, которая посвящена воспоминанию Страстей Христовых. Она называется Страстная седмица.

В это время мы вспоминаем те страдания, которые Господь претерпел на Кресте. Оставаясь Богом, Он по Своей воле сделался Человеком и претерпел муки, и даже принял смерть — так же, как всякий человек. Без Страстей Христовых невозможно было бы Его Светлое Воскресение, освободившее человека от рабства греху.

В селении Вифания в окрестностях Иерусалима жил человек по имени Лазарь и его сестры — Мария и Марфа. Господь очень любил эту семью.

Лазарь заболел, и сестры послали известить об этом Христа. Христос же сказал:

— Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией.

Господь тогда был на другом берегу Иордана. Он и Его ученики скрывались от тех, кто хотел схватить Его.

Получив известие, Христос еще два дня оставался за Иорданом, а потом направился в Вифанию. Ученики отговаривали Его, опасаясь преследований, а Он отвечал:

— Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его.

И вот Христос пришел в Вифанию. Лазарь был уже четыре дня мертв. Марфа вышла навстречу Спасителю и сказала:

— Господи, если б Ты был здесь, мой брат не умер бы.

— Твой брат воскреснет,— ответил Господь.

Марфа позвала Марию, и та скорбела о брате своем и плакала. И Сам Христос скорбел о Своем друге и плакал о нем.

Сестры и Спаситель, и многие люди, бывшие в доме Лазаря, отправились к его гробнице. Это была пещера, высеченная в скале и закрытая камнем. Здесь лежало его тело.

Христос просил убрать камень.

А когда камень убрали, Господь поднял глаза к небу и благодарил Отца Своего Небесного за то, что Он услышал Его молитву. А потом громким голосом воззвал:

— Лазарь, иди вон!

И умерший вышел из гробницы, обвитый пеленами, которыми иудеи оборачивали усопших.

Лазарь действительно воскрес и прожил потом многие годы. Впоследствии от стал епископом на острове Крит, и за ним утвердилось прозвание Лазаря Четверодневного — в память четырехдневной смерти, от которой пробудил его Христос. Многие люди уверовали в Спасителя, но возросло и число завистников и недоброжелателей. Ему вновь пришлось скрываться в пустынных местах.

Но за шесть дней до Пасхи Господь вновь пришел в Вифанию, в дом Лазаря. Ему приготовили вечернюю праздничную трапезу. Марфа прислуживала Христу и Его ученикам за трапезой, а Мария взяла драгоценное благовоние — миро — и помазала ноги Спасителю и отерла их своими волосами. Дом наполнился ароматом мира, и один из учеников, Иуда Искариот, сказал:

— Зачем было тратить драгоценное благовоние? Его можно было продать и раздать деньги нищим.

На самом деле, он заботился вовсе не о нищих. Иуда носил ящик для сбора пожертвований и крал из него.

Христос сказал Иуде:

— Оставь ее. Она сберегла это благовоние на день Моего Погребения.

На другой день Господь, сев верхом на молодого осла, въехал в Иерусалим. Многие люди приветствовали Его. Они постилали свои одежды под ноги осла, размахивали пальмовыми ветками и прославляли Христа. Но многие видели в Нем только лишь будущего израильского царя, хоть Сам Христос не раз говорил, что Его Царство — не от нашего мира, потому что оно выше всех царств и всех миров.

В Иерусалиме приходили ко Христу разные люди. Его слушали не только иудеи, верующие в Единого Бога, но и греки-язычники.

А перед праздником Пасхи ученики Господни собрались для праздничной вечерней трапезы. Господь омыл ноги Своим ученикам. Петр смутился и сказал:

— Учитель, Тебе ли омыть мне ноги! Ты не сделаешь этого.

— Если Я не сделаю этого, ты не имеешь части со Мною,— отвечал Христос, и Петр смирился.

За последней трапезой Господь благословил хлеб и вино, и они претворились в Его Плоть и Кровь. Так впервые было совершено Таинство Евхаристии, и апостолы стали первыми причастниками Тайн Христовых. Это событие празднуется в Страстной и Великий Четверг, когда причащаются все христиане.

Но Иуда Искариот соблазнился деньгами, которые ему сулили иудейские первосвященники, и обещал предать Божественного Учителя в их руки. Господь знал о предательстве Иуды и скорбел о нем. Господь говорил:

— Невозможно не быть соблазнам, но горе тому, кем они приходят в мир.

Ночью Христос молился в саду в пригородном селении Гефсимания. Он заповедал ученикам не спать, но их клонило в сон. Господь же молился к Отцу Небесному:

— Отче, да минует Меня эта чаша! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.

Тем временем Иуда привел вооруженных слуг, чтоб взять Его под стражу. Притворно поцеловав Господа, он указал стражникам, кого нужно арестовать.

Христа привели к первосвященнику и пытались судить, но не могли найти никаких обвинений. Тогда Его спросили:

— Ты ли Христос?

— Я,— отвечал Господь.

Его обвинили в богохульстве и вынесли смертный приговор. Приговор отправили римскому наместнику Понтию Пилату для утверждения. Тот не нашел никакой вины, и переправил приговор иудейскому правителю Ироду, давно оставившему веру в Единого Бога и жившему в роскоши и скверне. Господь не отвечал на вопросы этого человека, и Ирод счел себя оскорбленным, и насмехался над Христом, и отослал Его обратно к Пилату. Жена Пилата просила мужа не делать никакого зла Христу, потому что ей во сне были явлены страшные видения. Пилат пытался отпустить узника, но народ, наученный первосвященниками, требовал казни.

И Христос был приговорен к распятию на кресте. Неправый суд над Ним, казнь, крестные муки и смерть Спасителя вспоминаются за богослужением в Великую Пятницу.

А Богослужение Великой Субботы говорит о том, как Господь, прежде чем Воскреснуть из мертвых, снизошел туда, где томились души ветхозаветных праведников и открыл для них Царство Небесное. Плоть Господня в это время словно спала в ожидании Воскресения в третий день.

Подготовил священник Александр Мурылев

Рисунки Андрея Боровского

1
Яндекс.Метрика