Поиск
Искомое.ru

Выбор супруга или супруги

Молодость – прекрасная пора жизни человека, время знакомств, встреч и выбора своей половинки. Счастлив тот, кто обретет ее и не ошибется в этом. 

Выбор супруга или супруги – вопрос исключительной важности. Можно ошибиться в выборе института, специальности, места жительства, но не в вопросе создания семьи. Счастливая семья помогает человеку войти в Царствие Божие, разрушенная семья – начало ада. Нет в нашей личной жизни вопроса более серьезного, чем создание семьи. Как священник могу сказать, что даже принятие священного сана для меня было не столь волнительно, как вопрос выбора невесты и создания семьи. Прежде всего надо осознать семейную жизнь как жизнь, угодную Богу, как подвиг, который ведет человека к духовному совершенству.

Многие ошибочно полагают, что семейная жизнь начинается с любви. Под любовью в русском языке может подразумеваться и высшее чувство, и подвиг, и страсть, и греховные действия. Теперь откроем Новый Завет и прочитаем, что любовь, по апостолу Павлу, есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Любовь созидается на таких качествах нашего сердца, как терпение, послушание, целомудрие, молитва, кротость, незлобие, самопожертвование. Христос, когда пришел в этот мир, сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Когда человек может отдать жизнь за другого – это и означает, что его сердце полно любви.

Большинство людей, в том числе неверующие и невоцерковленные, под любовью подразумевают действие своих чувств, симпатию, влечение, желание смотреть на объект своего волнения, быть с ним. По большей части это любовь страстная, чувственная, ей необходимо придать нужное направление (очистить, проверить временем). Есть много примеров, когда люди прожили вместе и тридцать, и сорок лет и не потеряли симпатию друг к другу, а наоборот, их чувство стало крепким. В христианском браке элемент чувственной любви может быть разным. Есть семьи, где любовь не жаркая и не страстная. Бывает, что люди женились, казалось бы, без любви, но начинали с заботы, терпения, послушания, и любовь приходила. Женщине нужно быть заботливой женой, хозяйкой дома, чтобы вовремя накормить, убраться, постирать, сказать доброе слово. Что касается мужчины, то его долг – быть кормильцем, защитником, главой семьи, показывать добрый пример. На основе такого крепкого, гармоничного союза любовь христианская потихонечку созидается.

Что касается «любви с первого взгляда», тут надо быть очень осторожным. Она, как вспышка бенгальского огня, яркая, но оставляющая запах гари и дыма. Поддаваться на первый порыв чувств – неразумно. Нужно выждать время, успокоиться, разобраться, пропустить всё через молитвенный опыт и совет духовника. Может быть, любовь с первого взгляда и перерастет в глубокое чувство, если будет на то воля Божия. Мы живем в духовном мире, и в нем есть не только Ангелы, но еще и демоны. Опасностей вокруг нас очень много, и если мы теряем бдительность, то можем попасть в ловушку. Очень многие желания и чувства, которым приданы самые возвышенные наименования через литературу, музыку, искусство, являются греховными. Чувства должны быть сдержанными, и тогда любовь от Бога придет тихой радостью, миром, светом благодатным.

Верующему человеку, собирающемуся создать семью, нужно в первую очередь опираться на духовные ценности. Симпатия – начальная форма появляющейся позже любви. Но говорить о любви, наверное, могут супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, которые выдержали многие испытания, отдавали всех себя детям, постоянно жертвовали собой, заботились друг о друге и сохранили при этом верность.

Если мы говорим о любви как о совокупности прочих христианских добродетелей, то по любви выйти замуж в двадцать лет, наверное, нельзя. К сожалению, в молодости люди больше всего обращают внимание на внешность. Но если у человека добрый уживчивый характер, хорошие родители, православное воспитание, если он не предаст и не изменит, будет прощать и терпеть, почему бы не примириться с его внешними недостатками?

Выбирать свою вторую половинку следует по принципу подобия. Если человек из хорошей семьи, если он старался жить до брака благочестиво, хранил себя от греха – дай Бог найти такую же или такого же. Хотя многие наши понятия и ориентиры жизнь всё таки корректирует. Человек, живший до брака «в свободном полете», после женитьбы, к сожалению, не сможет начать «с чистого листа». Поэтому до свадьбы обязательно нужно рассказать своему избраннику (избраннице), не вдаваясь в подробности, о своей прежней жизни.

Молодые люди всегда должны помнить, что они женятся или выходят замуж за человека, который будет матерью или отцом их детей. А поэтому искать нужно лучшее, вверив это Богу, духовнику и родителям, побольше молиться, особенно Божией Матери. Можно написать на листочке, какие хотелось бы видеть качества в своем избраннике или избраннице. Во-первых, это должен быть человек верующий, вера которого видна в его делах и жизни. Во-вторых, хорошо бы найти человека из полноценной семьи, еще лучше, если родители венчаны, а семья многодетная. После знакомства нужно обязательно побывать дома у своего избранника, посмотреть, какая там царит атмосфера. Если она добрая, и в семье живут по любви, это хороший признак. К сожалению, современная жизнь такова, что подчас люди, знакомящиеся друг с другом, живут в разных городах, и с родителями первый раз встречаются только в день свадьбы. Узнать человека, гуляя с ним по улицам, невозможно, нужны особые жизненные обстоятельства, где проявятся его жертвенность, верность, забота, терпение, послушание.

Если всё же остаются сомнения в правильности выбора, неуверенность, страх – спешить не надо. Какими бы молодые люди не считали себя образованными и знающими, нужно смириться с тем, что в 20-23 года еще мудрости нет. Поэтому не надо пренебрегать опытом, который накоплен в жизни родителей, отражен в литературе и житейских наблюдениях. Не стоит быть категоричным. Пожениться сейчас не проблема, задача – прожить всю жизнь вместе и не разбежаться через полгода. Разобраться в человеке поможет тот, кто имеет духовный опыт и мудрость. Это может быть духовник, родители, кто-то из старших по возрасту родственников, словом, люди, которым вы доверяете и с которыми советуетесь, те, кто показали добрый пример собственной жизнью. Слушать надо тех, кто сам старается жить по заповедям Божиим.

Часто в храм приходят молодые люди и говорят, что они живут «как все», в так называемом «гражданском браке». «Гражданский брак» на самом деле означает, что люди зарегистрировались в ЗАГСе, но не венчались. Этот смысл сегодня искажен – гражданским браком стали называть блудное сожительство, и это считается нормой. Существует общий нравственный закон, который Бог вложил в человека, независимо от его вероисповедания. Это глас Божий в человеке, его совесть, голос которой не могут заглушить никакие веяния греховной жизни. Человека верующего совесть обличает даже за плохие мысли.

Сейчас время не абсолютных благословений, а советов. Совет предполагает, что свобода выбора остается за человеком: «Хорошо бы тебе сделать так, а ты уж сам смотри, тебе жить». В наше время опытных старцев осталось немного. Есть духовники – монастырские, епархиальные, приходские. К ним и надо обращаться за помощью. Но хотел бы дать один совет: никогда не допытывайте этих духовных людей по конкретному вопросу, например, как зовут жениха или невесту, когда выходить замуж и во сколько лет. С такими людьми надо пытаться решить стратегические вопросы жизни – взять благословение на брак, попросить молитвы, спросить, каким святым молиться. Когда молодые люди познакомились, нужно обязательно приехать вместе к старцу, но следует помнить, что никакой старец и духовник за тебя жить и решение принимать не будут. Жить придется самому. Что он спросит? «Она верующая? Чистоту сохранила? Родители не развелись?» И тогда скажет, жениться или нет, но вы никогда не получите уверенный ответ: «Создавайте семью, вы проживете».

Обычно духовники дают советы по Евангелию. Святитель Феофан Затворник говорил: «Старец любой – это всего лишь указательный столб, он указывает путь, куда нужно идти, а вот сам путь совершает человек».

Отец Иоанн Крестьянкин всегда основывался на родительском благословении. В его письмах много добрых советов, применимых ко многим жизненным ситуациям. Он говорил о любви, жертвенности, кротости, послушании. Если это есть в человеке, надо не раздумывая с ним сближаться. Если в душе есть нерешительность, не надо спешить. Можно попоститься построже, покаяться, помолиться. Через подвиг поста и молитвы Господь откроет Свою волю.

В последнее время в интернете появились сайты знакомств. Надо отметить, что строго православных сайтов нет, даже туда, где объявлено об обязательном православном вероисповедании всех посетителей, проникают все – и верующие, и неверующие. Но на нашем приходе уже созданы четыре православные семьи, которые познакомились через интернет. У них родились детки, которых мы крестили. Но при этом надо сказать, что из пятидесяти интернет-знакомств хорошо, если два-три окажутся удачными.

Как поступают наши прихожане, которым я советую разместить свое объявление на сайте знакомств? Во-первых, мне приносят на просмотр объявление. Помимо общего текста, где указываются возраст, профессия, место жительства, там должны быть ключевые слова: «Хочу познакомиться только для создания православной христианской семьи (это подчеркивается или красным цветом выделяется). Дружбу желательно начать с благословения духовника». Чтобы не показаться категоричным, добавляется: «С удовольствием схожу к Вашему батюшке». Важно рассказать о себе, своих целях и ожиданиях: «Хочу стать заботливой мамой, любящей супругой, хозяйкой дома. Увлекаюсь чтением книг, спортом, люблю природу». Сразу подчеркивается то, что человеку требуется. Можно указать желаемый возраст, место жительства, образование. И потом добавить: «Другим просьба не звонить». Надо грамотно составить свое объявление, и опыт показывает, что хороший отклик не заставит себя ждать, православные люди обычно друг друга сразу чувствуют.

 Конечно, если приходская жизнь живая, где еще людям знакомиться, как не на приходе? Если они нашли свой родной дом в этом храме, у них один духовный отец и общая духовная цель, если они ходят сюда не один год, нет ничего предосудительного в том, что девушка или юноша, приходя в храм, имеют надежду там познакомиться. 

Брак предполагает не только плотское соединение мужа и жены, но и их соединение со Христом через труд, через ближних. В семье, где царят любовь, согласие и терпение, присутствует Сам Христос. И говорить в этом случае можно не просто о человеческом счастье, а о счастье христианском.

Корень слова «счастье» – «часть». Счастье – это когда ты являешься частью чего-то большего. В идеале, когда мы имеем в своем сердце Бога, то являемся Его частью. Если мы эту часть принимаем, вживаемся в нее, то мы обретаем счастье. Быть частью кого-то, отдавать ему любовь, силы, время, средства, жить его проблемами, переживать о нем, заботиться. Когда человек вовлекается в жертвенное общение с ближним, когда не только получает, но отдает часть себя, тогда он может считать себя счастливым.

 Автор: прот. Андрей Овчинников

Источник: Православный женский журнал «Славянка» 

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика