Поиск
Искомое.ru

Жизнь как предисловие

Один мой знакомый часто повторял: «Мы часто живем так, как будто это еще не жизнь, а только подготовка к ней». Это наше желание выражается в пословицах: «Начать жизнь с чистого листа», «Начать все с нуля». Как будто это возможно! Ведь даже если что-то потеряно, мы начинаем не с нуля, а с разочарованности или с непрожитой потери.

И все будет зависеть от того, как мы вышли из предыдущей ситуации. Смогли ли подняться и восстановиться после пережитого или отодвинули проблемы на задворки своей души, сказав «у меня все в порядке». А может, обиделись на весь мир, но пытаемся это скрыть?

Скорее в будущее

Отношение к жизни, при котором верим, что начать жизнь можно когда-то потом, а сейчас еще не жизнь, можно назвать – «жизнь как предисловие». Жизнь превращается в подготовку к жизни. В итоге будущее идеализируется и приобретает статус чего-то сверхценного. Настоящее же обесценивается. Захочется ли нам соприкасаться с тем, что не ценно? Тогда настоящее хочется как можно быстрее преодолеть – как спортсмен преодолевает преграды, за которыми его ждут награды и любовь публики.

Часто на консультации приходится слышать: «Я понимаю, что это не верно, но я всегда живу так, как будто все самое интересное, хорошее еще впереди. И вот мне уже за 40, а я все еще продолжаю так жить. Убегаю от сегодняшнего дня и продолжаю верить, что наступит день — и заживу настоящей жизнью». Проживая «подготовительную жизнь», человек ничего не может испытывать, кроме ощущения тяжести повседневного существования, и лишь одно желание в его душе – чтобы время текло быстрее. И он прикладывает максимум усилий, дабы ускорить ход времени. Как будто мы едем в каком-то поезде, а этапы жизни мелькают, как железнодорожные станции.

В православной среде иногда это состояние оправдывается и ошибочно называется смирением: «Я не живу, не учусь, не работаю, потому что жду, когда мне Бог пошлет работу, мужа и т.д., а без этого жизнь не интересна». Каким же открытием оказывается ситуация, когда и с этим жизнь не становится интересной. Мало того, она еще и утяжеляется.

Когда начинаем разбираться в причинах подобных состояний, то часто оказывается, что в душе каждого из нас остался след детских представлений, фантазий, желаний. Это понимание того, как должна сложиться наша жизнь и каково будет мое место в жизни. Конечно, это не четкий план. Это, скорее, обрывочные мыли, сравнения. Часто детские выводы очень противоречивы и парадоксальны. Но тем сложнее нам с ними, ведь все они вытеснены в область бессознательного и влияют на нас.

В итоге, наш внутренний ребенок вечно не доволен обстоятельствами и не может их принять. Если же добавить к этому список детских травм и потрясений, когда действительно приходилось терпеть в надежде: вот выросту и получу, докажу, добьюсь. То становится понятно, почему наша психика так реагирует, когда не получается, не дают. «Ведь это мелочь», — говорим мы себе. Но поверьте, если наша мелочь совпадает с детской травмой, обидой, утратой, которую ребенок не смог пережить правильно, то внутри каждого из нас будет настоящая буря.

Конечно, не нужно списывать со счетов и то, какими хотели нас видеть наши родители. Причем опыт консультаций многих специалистов показывает: ребенок улавливает не только высказанные желания родителей, но, так сказать, и их фантазии. Часто родители говорят о них непрямо, но ребенок берет их себе на вооружение. А жизнь складывается как-то по-другому…

Но и это еще не все. Ведь часто наша внутренняя «база данных» хранит представления о том, каким я должен быть в этой жизни и каково мое место в ней. Конечно, в общем их можно определить как — «Я на коне. Да еще на каком». Как часто вам приходилось слышать от людей не имеющих работы уже несколько лет: «Нет. Это работа мне не подходит. Надо что-то получше, поинтересней, повысокооплачиваемей…»? Проходит год за годом, а ситуация не меняется. И опять есть благочестивое оправдание: «Я не стяжатель».

История из ее жизни…

Оксана пришла на консультацию в состоянии растерянности. Такой она себя никогда не чувствовала. Занимая хорошие позиции помощников руководителей ведущих компаний Украины, она привыкла быть самоорганизованной, ответственной, мобильной. Короче — идеальный сотрудник. Причем, ей давался большой объем работы и она сама распределяла, организовывала вокруг себя других, звонила «наверх», добивалась, но не портила отношения. Ее ценили. Теперь обстоятельства жизни сложились так, что ей пришлось уволиться и начать свое дело, так как ей нужен был очень свободный график работы.

И вот неожиданность. Она как будто впала в спячку. Ничего не хотелось, все казалось неинтересным, ненужным. Ей начинало казаться, что настоящая жизнь может быть только там, откуда она ушла. А ее жизнь – всего лишь жалкое прозябание.

Когда мы начали исследовать ее ситуацию, то оказалось, что Оксаной № 1 она могла быть только в паре с руководителем. Обычно это был мужчина. В итоге, причиной оказалось желание Оксаны нравиться папе и получать его одобрение. Мало того, отец должен был ею гордиться. Старшая дочь в семье, она выросла ответственной и трудолюбивой. Но оказалось, что такой она могла быть только рядом с тем, кто заменял собой отца. Ведь она хотела не того, чтобы быть ответственной, а хотела нравиться папе.

Пока она была маленькой, все было хорошо. Папа ее очень любил и поддерживал, требовал от нее выполнения домашних обязанностей и хорошей учебы. Оксана выросла, но перерасти свое детское желание самостоятельно не смогла. Поэтому трудно ей оказалось работать в одиночку.

Учитывая, что человек она достаточно зрелый, то работа с ней быстро принесла свои результаты. Конечно, Оксане и сейчас очень нравится высокая мужская оценка результатов ее труда, но она перестала быть от нее зависима. Поэтому может и в одиночку трудиться достаточно активно и эффективно.

***

Жить в ожидании настоящей жизни – часто ли мы ловим себя на подобном состоянии. И не важно, как мы себе его объясняем: не послал Господь его единственного, неинтересная работа… Важно, что жизнь — есть дар. И это дар достоин того, чтобы его ценили сегодня, а не в мифическом будущем.

Оставить комментарий

1
Яндекс.Метрика